Воронежский «Центр современного искусства» закрылся. Последней выставкой в ВЦСИ стала экспозиция Евгении Ножкиной «Скользкий путь». В помещении на проспекте Революции центр работал с 2013 года. О том, как ВЦСИ повлиял на культурную среду Воронежа и в каком формате он продолжит работать дальше, мы поговорили с одним из основателей центра художником Николаем Алексеевым, куратором Татьяной Данилевской и резидентом ВЦСИ Евгенией Ножкиной.

Почему воронежский «Центр современного искусства» закрылся?

История воронежского «Центра современного искусства» началась в 2004 году (подробнее в «Справке»), как институция он сложился к 2013 году, когда ВЦСИ город предоставил помещение на проспекте Революции, 29. Учредителями стали художники Иван Горшков, Николай Алексеев, Арсений Жиляев и Илья Долгов. В течение шести лет в центре проходили выставки, образовательные программы, лекции, кинопоказы и другие события. Однако летом 2019 года учредители ВЦСИ объявили о решении вернуть помещение арендодателю (Воронежский техникум строительных технологий), хотя срок аренды закончится только через два года. Как оказалось, ВЦСИ планировали закрыть ещё полгода назад.

– С одной стороны, принять решение закрыть ВЦСИ было легко: мы давно выполнили поставленные перед собой в начале работы задачи, и в какой-то момент энтузиазм первых лет работы перешёл в самоэксплуатацию в стиле: нужно доесть кашу, чтобы не оставалось на тарелке, – говорит Николай Алексеев. – Новые интересные проекты, которые предложила Татьяна Данилевская, – «Школа для художников», выставка «Истории Настоящего» в Доме Губернатора и другие – примеры того, ради чего можно было отложить свою усталость и неизбежный конец на неопределенное время. Так что, хотя решение было довольно лёгкое, мы его откладывали по тем или иным причинам как могли, понимая, что закрытие центра – это откат назад для города.

Художник Николай Алексеев и куратор Татьяна Данилевская (в центре)

Татьяна Данилевская добавляет, что за время работы ВЦСИ у центра так и не появилось спонсоров и поддержки от государства. Система донейшенов – пожертвования от посетителей – не прижилась, так как довольно долго воронежский «Центр современного искусства» был с бесплатным входом. Максимум на пожертвования удавалось частично оплатить работу смотрителя. В основном центр существовал за счёт вложений его учредителей.

Центр выиграл два гранта – от областного департамента культуры и президентский, однако они не помогли в решении текущих нужд ВЦСИ. Средства были направлены на организацию Школы для художников и выставки «Истории настоящего».

Работы Ивана Горшкова на выставке «Истории настоящего»

– Гранты ориентированы на реализацию проектов. А проектный подход никак не отражается на текущих тратах – коммунальные услуги, зарплата смотрителя, — говорит Данилевская. – Проектная деятельность значит, что ты что-то делаешь в ущерб себе. В грантах нельзя схитрить и сделать больше себе зарплату, чтобы из неё заплатить коммуналку. Многим в Воронеже казалось, что ВЦСИ кто-то спонсирует, но это миф. Людям кажется, что так не может быть, чтобы происходил мелкий ремонт, монтаж и демонтаж, художники устраивали выставки без чьей-либо помощи. Но это именно так и происходило – либо за счёт самих художников, либо за счёт Алексеева и Горшкова. Ещё с нового года мы поняли, что мы не просто перегорели, а выгорели. Нам надоело заниматься волонтёрством.

В каком формате будет работать ВЦСИ дальше?

Как юрлицо ВЦСИ, скорее всего, будет закрыт, но сам центр останется неким брендом, под которым он продолжит своё существование.

– Так как воронежский «Центр современного искусства» – это люди, а они никуда не денутся, то нас ждёт множество интересных проектов, но уже не локализованных в одном месте, а рассредоточенных, – рассказал Николай Алексеев. – Мы продолжим поддерживать воронежских художников, делать выставки, собирать архив, делиться интересной информацией и так далее, но в более свободном формате – без привязки к выставочному плану. Пока рано говорить о конкретных планах, но уже к концу года мы планируем несколько анонсов.

Татьяна Данилевская отмечает, что после институционального периода существования ВЦСИ произошёл возврат художников к личному пути и развитию своей карьеры.

Татьяна Данилевская

– Мне кажется, наступает какой-то новый период развития ВЦСИ и вообще современного искусства в Воронеже, – говорит Татьяна. – Когда у ВЦСИ появилось помещение, вокруг него стало формироваться сообщество, потому что возникло место в центре города. Были какие-то надежды, что с институцией легче взаимодействовать и государству, и каким-то частным структурам. Но сейчас начался этап перехода от институции к неокарьеризму, когда художникам надоело вкладываться в «общее дело» (еще и в космитском смысле, так как многие воронежские художники прошли через ридинг-группу по космизму, инициированную Арсением Жиляевым), тем более с какой-то отсроченной отдачей. Художники понимают, что им нужно заниматься личной карьерой, а не развитием места. И легче сделать свою мастерскую, где можно организовать выставку, когда взбредёт в голову. Скорее всего это будет именно так: возвращение к сфере частного интереса и закрытие публичных пространств, где была хоть какая-то попытка представить картину современного искусства, не связанную со вкусами одного человека. В ВЦСИ решения о выставках и любых других событиях всегда принимались коллегиально.

Как ВЦСИ повлиял на культурную среду города?

Два основных направления деятельности ВЦСИ – выставочное и образовательное. География, которая покрывала выставки, впечатляет. Выставочная программа ВЦСИ формировалась исходя не только из художников Воронежа, в центре выставлялись авторы из Москвы, Перми, Петербурга, Волгограда и других городов, а также из Эстонии, Великобритании, Германии, Австрии, Голландии.

– Важная роль ВЦСИ – открытие художников, которые сами не заявили бы о себе, а уж тем более в сфере современного искусства, которые не могли бы себя проявить в коммерческой галерее, – говорит Татьяна Данилевская. – Это люди, которые не нацелены на карьеру галерейного художника, они создают свой художественный мир без ориентации на музеи и выставочные планы. Я говорю о выставках Александра Селёзнева, Сергея Бруданина и Аркадия Давидовича. Но то, что их выставки были, это важный момент и для них самих, и для центра.

Художник Серегй Бруданин (справа) на своей персональной выставке в ВЦСИ

ВЦСИ также предоставлял художникам бесплатно мастерские для работы. В одной из них работала художница Евгения Ножкина.

– ВЦСИ как пространство дало возможность выставлять мне и многим другим художникам некоммерческое искусство, искусство ради искусства, а не ради денег. И в отличие от музейных площадок, в ВЦСИ можно было делать что-то новое спорное, ещё никем не принятое, а не уже хорошо зарекомендовавшее себя. Многие художники именно в ВЦСИ сделали свои первые выставки, – говорит Евгения. – Помимо этого в ВЦСИ были мастерские. Мастерская – важное место для каждого художника, но большинству молодых авторов, занимающихся современным искусством, просто не на что их снять. ВЦСИ стало для многих родным домом, местом где в уединении или в разговорах с единомышленниками рождались и воплощались новые идеи. Еще в стенах ВЦСИ проходили перформансы арт-группы «Петино», ридинг-группы, и конечно образовательные программы, концерты, встречи с художниками – всего и не вспомнить. Я даже представить не могу, каким бы сейчас был наш город без ВЦСИ! В большинстве городов и стран Воронеж и знают только благодаря деятельности центра, мировые звезды, работающие за огромные гонорары, считали честью сделать что-то в ВЦСИ за свой счёт.

Художник Евгения Ножкина

Задачей ВЦСИ, по мнению Данилевской, была ещё и в попытке сформировать арт-мир с ролями художников, критиков, кураторов. И не последнюю роль в этом процессе играли образовательные программы ВЦСИ – лекции, два курса «Школы для художников», которая впервые была проведена в 2017 году. Некоторые выпускники школы продолжили образование в Москве, занимались самоорганизацией выставок в Воронеже и Санкт-Петербурге. Школа была чуть ли не единственным местом в Воронеже, где можно было получить бесплатное образование в сфере современного искусства.

Выставка работ участников второго потока «Школы для художников»

Какими проектами запомнилось ВЦСИ?

Татьяна Данилевская выделяет три крупных проекта, реализованных ВЦСИ: два потока «Школы для художников» и выставка «Истории настоящего» в Доме губернатора – помещении музея им. И. Н. Крамского. По сути это было первое взаимодействие ВЦСИ как организации с художественным музеем. В этом проекте приняли участие более 30 художников из России, Франции, Швеции, Финляндии, Германии, среди них – известные современные художники: Малин Петтерссон Оберг, Ольга Житлина, Антон Кушаев, Ульяна Подкорытова, творческая группа «Родина» и другие. Кстати, одна из работ с выставки теперь принадлежит музею Нуно Виченте, художник из Португалии, предал в дар макет своей скульптуры «Комната памяти». Там была мощная публичная программа с лекторами, которые навряд ли нашли бы другой повод приехать в Воронеж: лекция «Интернет в протесте и протест в Интернете» Александры Архиповой, доцента Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ; лекция «Альянс власти и забвения: что остается от наследия революции в её столетие» Ильи Будрайтскиса – сотрудника Сахаровского центра, преподавателя МВШСЭН, историка, публициста и другие.

Видеоработа Ульяны Подкорытовой на выставке «Истории настоящего»

– Если говорить о значимых выставках, которые были в ВЦСИ, то важно отметить первую выставку «Дальше действовать будем мы!», – говорит Татьяна Данилевская. – Как зрителю мне запомнились проекты «Бестиарий» и «Свидетельства», они были далеко не провинциального уровня. Ещё мы проводили довольно смелые выставки, которые вряд ли бы взял другой центр. Например, это выставка Алисы Йоффе «Беспредел», некоторые работы выпускных выставок «Школы для художников» (работа Олега Мартыненко «4:08:57», которая стала основой для его аудиоспектакля «Хрустальная одиссея» на театральном фестивале «Смещение»). Я уверена, что для многих участников образовательных и других публичных программ ВЦСИ стал местом социализации и важным этапом становления, «каминг-аута» как художника в очень дружелюбной среде.

Работа Алисы Йоффе

После закрытия помещения ВЦСИ в Воронеже останется только одна площадка, специализирующаяся на современном искусстве – галерея Х.Л.А.М. По мнению Татьяны Данилевской, одной галереи для миллионного города недостаточно:

– Конечно, я, с одной стороны категорично говорю, что недостаточно, с другой понимаю, что даже галерея Х.Л.А.М. движима только одним человеком. Потому что в Воронеже как не сформировалась культура спонсорства и меценатства, так и не сформировалась культура покупки современного искусства. Насколько я знаю, покупатели галереи – не воронежцы. Тогда зачем еще одна галерея, если эта с трудом окупает свое существование? В этом смысле какие-то коллективные проекты могли бы разнообразить ситуацию. ВЦСИ зрел довольно долго, в 2003 художники собрались и только через десять лет получили собственное помещение. И должен снова пройти какой-то инкубационный период, люди, которые хотят что-то делать публичное, должны вырасти, развиваться и тогда они станут значимым проектом для города, а не хайповой сезонной историей. Я надеюсь, в Воронеже не закончится искусство, появятся и новые образовательные инициативы, и выставочные площадки.

СПРАВКА

История ВЦСИ. Пересказ статьи художника Ильи Долгова и куратора Ирины Аксёновой для издания «Анатомия художественной среды: локальные опыты и практики», полный вариант здесь.

Илья Долгов в истории ВЦСИ он выделяет три этапа – «Катакомбный», «Романтический» и «Институциональный».

«Катакомбный» с 2003 по 2006. Начался с деятельности творческого объединения «ПИ» («Пограничные исследования»), куда входили Иван Горшков, Арсений Жиляев, Николай Алексеев, Мария Чехонадских, Александр Синозерский и Илья Долгов. «ПИ» занимались акциями, текстами, квартирными выставками, поэзией, играми и сетевыми провокациями. Отчёты публиковались в блогах и на сайте объединения. Особенность деятельности «ПИ» была в их обособленности и создании «узкого круга посвящённой тусовки». В последствии деятельности «ПИ» переросла в «ПОППИ» – «Популярные пограничные исследования». Акции его участников стали более карнавальными. Например, во время одной из них «Чудесные превращения» в поле у Дона были сожжены инсталляция и живописная работа Ивана Горшкова. Группа распалась примерно через три года, когда большая её часть уехала в Москву. Параллельно с «ПОППИ» возник дуэт «-Ться» Николая Алексеева и Константина Мошкина, которые занимались абсурдистским видеоартом.

Акция «Чудесные превращения» (фото с сайта aroundart.org)

«Романтический» с 2007 по 2012. В 2007 году Алексей Горбунов открыл первую в Воронеже частную галерею современного искусства Х.Л.А.М., где начали выставляться бывшие участники «ПИ» и представители наивного, примитивистского искусства. Галерея вызвала в городе ажиотаж: на выставки стояли очереди, а члены Союза художников даже обращались к мэру города, чтобы галерею закрыли. Проекты, которые представляла галерея Х.Л.А.М., были эклектичными – смешанные групповые выставки, персональные, кураторские.

Работа с выставки Арсения Жиляева «Новый музей революции» в галерее Х.Л.А.М. (фото с сайта aroundart.org)

Бывшие участники «ПИ» становятся к 2009 году самостоятельными художниками. И как раз в это время появляется самоорганизованный воронежский «Центр современного искусства». Участники ВЦСИ создавали арт-события без юрлица, помещения, бюджетов, инфраструктуры и какой-то поддержки. ВЦСИ тогда был только названием, никто не знал, что из этого получится.
Первой выставкой только что оформившегося ВЦСИ стала «Дальше действовать будем мы». В торговом центре «Петровский Пассаж» свои работы показали 13 художников из Воронежа и Москвы. Кураторами выступили Арсений Жиляев и Мария Чехонадских. На этой выставке новая генерация воронежских художников впервые была представлена как некая целостность. Далее участники ВЦСИ сделали ещё несколько выставках в недостроенных офисных зданиях и торговых центрах своими силами. Параллельно художники проводили лекции по современному искусству. Постепенно вокруг художников сформировалась небольшая аудитория, которая посещала события ВЦСИ. В 2013 году участникам ВЦСИ предоставили в безвозмездную аренду помещение на проспекте Революции.

«Институциональный» с 2013 по 2019. Это было время, как отмечает Долгов, когда институции стали работать реально. Речь не только о ВЦСИ, но и о галерее Х.Л.А.М., которая стала участвовать в выставках современного искусства, начала продавать работы своих авторов. Участники ВЦСИ своими силами сделали ремонт помещения, начали проводить выставки примерно раз в месяц, в основном привозных художников. За месяц экспозиции посещает в среднем полторы тысяч человек.

Ирина Аксёнова пишет, что после бурных 2013-2014 годах в культурной жизни города происходит некий откат, который проявляется в количестве и в характере проектов в области искусства, в реакции публики на малейший выход за границы общепринятого. Переломным для ВЦСИ стало лето 2015 года, когда после двух лет попыток создать «правильную» арт-институцию (с директором, менеджерами и стабильным бюджетом) центр окончательно перешел в режим самоорганизации и коллективной ответственности.

За время институционального периода сформировалась новая волна художников, точнее художниц – Анна Курбатова, Ника Злобина, Алия Садретдинова и других. Их работы были представлены на выставке «Девочки пришли». Все художницы в разное время вышли из образовательных курсов и мастерских при ВЦСИ. Большая часть из них уехала в Москву и Петербург.

Работа Анны Курбатовой с выставки «Девочки пришли» (фото с сайта aroundart.org )

Илья Долгов пишет, что участникам ВЦСИ хотелось создавать в рамках центра продукт, значимый не только для Воронежа, но и для страны в целом. Во многом это удалось. В 2015 году ВЦСИ по версии британского издания Calvert 22 является одной из главных достопримечательностей Воронежа. За время существования ВЦСИ выставочные проекты центра три раза подряд номинировались на национальную премию в области современного искусства «Инновация» (коллективный проект «Культурный ландшафт», созданный в арт-резиденции в заповеднике «Дивногорье», вошёл в шорт-лист «Инновации»). Учредители ВЦСИ Арсений Жиляев и Иван Горшков попадали в список журнала Forbes как перспективные для формирования коллекции современного искусства художники. Ещё один учредитель ВЦСИ Илья Долгов получил премию «Инновация» за лучший региональный проект. Иван Горшков и Николай Алексеев были стипендиатами Музея современного искусства «Гараж».

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.