Валерий Исаянц был одним из самых загадочных и необычных поэтов и художников Воронежа. Его часто называли «последним романтиком Серебряного века». Валерия Исаянца не стало на 74-м году жизни 6 января. Простились с поэтом 18 января на территории городской клинической больницы № 3. Больше 20 лет Валерий Исаянц был бездомным, при этом он продолжал творить – писать стихи и создавать картины. Люди, знавшие Валерия Ивановича, вспоминают его как исключительно одарённого человека.

Дружба с Цветаевой

История жизни Валерия Исаянца поражает своими драматическими событиями. Будущий поэт и художник родился 1 января 1945 года в Воронеже. Окончил суворовское училище, филологический факультет ВГУ. Стихи начал писать ещё во время учёбы в университете. После выпуска он по распределению работал учителем в Приамурье. Валерий Исаянц рассказывал, что добрался до Тихого океана и хотел служить во флоте, но не прошёл комиссию. Потом он на полтора года вернулся в Воронеж, работал в библиотеке, а в 1971 году отправился в Крым, где познакомился с писательницей Анастасией Цветаевой (сестра Марины Цветаевой). Ей было 77 лет, Исаянцу – 26 лет.

Валерий Исаянц и Анастасия Цветаева, 1971 год

Валерий Исаянц и Анастасия Цветаева, 1971 год

Анастасия Цветаева разглядела талант молодого поэта, помогала ему, вместе они ездили по Крыму. Позже эти поездки она описала в книге «Истории одного путешествия». Цветаева также познакомила Исаянца с поэтом Арсением Тарковским (отец известного режиссёра). Именно Тарковский под своей редакцией в 1978 году в Армении издал первый сборник стихов Исаянца «Облики».

Валерий Исаянц в молодости

Валерий Исаянц в молодости

В 1980 году в жизни Исаянца произошла трагедия – умерла его мать, которая опекала и заботилась о поэте. Для Валерия Ивановича это был сильный удар, в знак траура он даже перекрасил в своей комнате стены в чёрный цвет. А в начале 1990-х поэт остался без жилья. До конца подробностей этой истории неизвестно, сначала он перебрался в квартиру поменьше, потом жил во времянке в дачном посёлке, но со временем и это пристанище оставил.

QtGSw85e75c

«Бомж с рассуждениями о Рильке и классическом балете»

Образ жизни Валерия Исаянца многих удивлял и казался непонятным. Летом ему нравилось жить в лесу, странствовать на электричках, в холодное время года он отогревался на вокзалах, ночевал в подъездах. У него не было телефона, с ним не было никакой связи, внезапно он появлялся то в галерее Х.Л.А.М, то у ДК Машиностроителей, где продавал свои картины, или в центре города.

Фото Марины Демченко

Фото Марины Демченко

Валерий Исаянц говорил, что главное для него – чувствовать себя живым, то есть писать стихи и создавать картины. Его дорожная сумка была всегда набита картонками с яркими и метафоричными сюжетами. Рисовал Исаянц фломастерами и ручками, а картонки покрывал лаком или «ламинировал» скотчем, чтобы спасти от дождя. Часто он изображал горы, любимую Армению и известных личностей – поэтов, композиторов, писателей. Валерий Исаяц был невероятно образованным человеком, знал наизусть целые поэтические сборники. Его тихая, едва уловимая речь, звучала, как из прошлого века – с красивыми, иногда причудливыми оборотами.

Поэзия Валерия Исаянца на вернисаже была негромкой

Валерий Исаянц на  выставке  своих работ в 2017 году

Сам же Валерий Исаянц не очень заботился о сохранении своих работ и стихов, вероятно, его больше привлекал процесс творчества. Да и материальное его мало интересовало. Свои картины он продавал почти даром. Сейчас в интернете можно найти объявления о продаже работ художника, цены в среднем – 7-10 тысяч рублей.

Сови картины Исаянц рисовал в основном фломастерами

Свои картины Исаянц рисовал в основном фломастерами и ручками

К сожалению, практически все стихи и картины Исаянца периода 1970-х и 1980-х годов утеряны. Сохранилось в основном его позднее творчество. Архивами Исаянца занимался клуб воронежских поэтов «Лик» и его руководитель Михаил Болгов. Сохранилось в основном творчество поэта последних лет.

MyLnCKTZIzg

В 2013 году московское издательство «Водолей» выпустило сборник стихов Валерия Исаянца «Пейзажи инобытия». Презентация книги и выставка картин автора прошла в галерее Х.Л.А.М. Редактором сборника была поэт Полина Синёва.

— Исаянц для меня похож на загадку, у которой не может быть единственного правильного ответа, — говорит Полина Синёва. – Это был живой парадокс. Невозможность вписаться в социум – но потрясающая способность адаптироваться и выживать. Действительно бедственное положение и отсутствие жилья – но при этом стремление уходить отовсюду, из любых стен. Человек, который остро нуждался в помощи – но которому при всем желании было трудно помочь, по большому счету. Одетый с чужого плеча бомж – и рассуждения о Рильке, Гельдерлине и классическом балете. Некоторые его тексты одновременно могут казаться и полной бессмыслицей, и гениальным прозрением нового поэтического языка. Одно совершенно не исключает другого. Исаянц всем своим существованием показал, что не бывает единственно правильного ответа ни в чем, никогда. Невозможно объяснить себе какое-то явление один раз, остановиться на этом и успокоиться. Все человеческие попытки как-то зацепиться за реальность, зафиксировать себя в этом мире – документы, квартира, работа, социальные роли, — эфемерны. В каком-то смысле Исаянц и существовал, и не существовал: поскольку у него не было ни телефона, ни адреса, вы не могли отыскать его, он только сам мог появляться где-то – и снова исчезать. То, что после смерти удалось установить его личность и мы в итоге знаем, что с ним случилось и где он похоронен – это огромное везение. Можно сказать, что только теперь, уйдя из жизни, он согласился хоть на какую-то определенность.

Знакомые Валерий Исаянца, понимавшие ценность его произведений, старались помогать поэту, как могли. Устраивали сборы пожертвований в его поддержку, находили ночлег, проводили выставки его работ. Последняя выставка картин Исанца, на которой было представлено около 150 его рисунков, прошла в Х.Л.А.М.е в 2017 году. Поэт и художник тоже был на открытии, читал свои стихи, общался с посетителями.

Свои работы Валерий Исаянц делает на небольших картонках или листах бумаги

Выставка «Орфей причаливает в ад» Валерия Исаянца в 2017 году в галерее Х.Л.А.М. (фото Марины Демченко)

«Работа с наследием Валерия Исаянца будет продолжаться»

Об обстоятельствах смерти Валерия Исаянца известно немного. 30 декабря его доставили в городскую больницу № 3 по скорой помощи. 6 января Валерий Исаянц скончался. Выяснилось, что у него была онкология. Так как у Исаянца не было документов, то полиции только через десять дней удалось найти знакомых Валерия Ивановича.

Руководитель клуба воронежских поэтов "Лик" Михаил Болгов долгие годы занимался сохранением творческого наследия Исаянца

Поэт Михаил Болгов долгие годы занимался сохранением творческого наследия Исаянца (фото Романа Демьяненко)

Заботы по организации похорон взял на себя директор воронежской галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов. В соцсетях он разместил объявление о пожертвовании средств на похороны, так как у Валерия Исаянца не осталось родных. За два дня собрали более 40 тысяч рублей.

Проводить в последний путь Валерия Исаянца 18 января пришли около 40 человек: его знакомые, сокурсники, литераторы, художники и поклонники творчества поэта, лично с ним не знакомые. Все говорили о нём, как о светлом и добром человеке, чья улыбка была похожа на улыбку ребёнка. Михаил Болгов пообещал, что работа с творческим наследием Валерия Исаянца обязательно будет продолжена.

Прощание прошло на территории городской больницы № 3 (фото Романа Демьяненко)

Прощание прошло на территории городской больницы № 3 (фото Романа Демьяненко)

— Исаянц спускался в такие недра своего разума и добывал там столько небывалой руды, делился с нами этим драгоценным содержимым, — сказал Болгов.

Похоронили Валерия Исаянца на Берёзовском кладбище.

Фото Романа Демьяненко

Фото Романа Демьяненко

Стихи Валерия Исаянца

***
Когда летит обратно парашют,
мы уважаем фокусы Вселенной:
не в зрении – прозрением разменным, —
но воздымаясь в обратимый жют
во плоть невозвращаемых обратно…

Нас унесёт туда – где есть у солнца пятна,
и может быть – чуть-чуть земного дыма…
но говорят – и это обратимо.
***
Вы скажите: Киты занырнули,
их фонтаны – хвосты от комет,
их глаза – как орбиты планет…
О, смотрите: они подмигнули!..

Ощутите биение крови,
и оденьтесь чуть-чуть потеплей,
приготовьте приветствия в слове,
и сидите, и ждите гостей…

***
Колеблемою тенью по Земле
я прохожу, весь в пепле и в золе,
и знаю: был я! Но я верю – не был!
И беззащитно предо мною небо.

***
Жизнь истончается – и это незаметно.
Всё недосуг продеть её в иглу
и подрубить хоть как-то, худо-бедно,
дешёвую, затасканную мглу.

Позор лохмат, но ровненько, красиво
пройдёт подзор* по всей его длине.
Пока ж лохмотья. Срам. И несносима
бессмертья мгла, повисшая на мне.

* Подзор – оборка, кружевная кайма, спускающаяся под чем-нибудь.

Заглавное фото: Ольга Гнездилова, было опубликовано в «МОЁ!» в 2013 году.