В Воронежском центре современного искусства в минувшие выходные открылась групповая выставка «Безопасное пространство». Идея всей экспозиции – в создании safe space без враждебной атмосферы, где каждый человек может найти единомышленника среди похожих и непохожих на себя. Кроме темы участников выставки объединяет ещё и то, что они все являются студентами московских учебных заведений.

Как ни странно, самым необычным экспонатом оказалось само помещение центра. При входе в ВЦСИ нельзя не заметить большую табличку с разъяснением концепции выставки. Под ней подпись – «Безопасное пространство», авторство Бэлы Погосян. Как разъяснила куратор Мария Королёва, благодаря Бэле сам центр тоже стал экспонатом.

— Я курирую эту выставку. Но Бэла привела нас в ВЦСИ, навела контакты, покрасила здесь стены и в целом проделала огромный организаторский труд, поэтому я так и сказала ей: «Делай что хочешь». И вот, она захотела апроприировать всю выставку, как свою работу. А я работала с художниками, — поясняет Мария, которая в этом году закончила московский институт современного искусства и теории «БАЗА».

Проводя экскурсию по выставке на открытии, Мария исполняла простой перформанс: пила кефир и предлагает всем сделать то же. Суть —найти друга таким способом.

В первом зале представлена серия фоторабот Анны Сапожниковой «Berliner_einmalig» о том, как люди общаются в метро. Она делала фото граффити, оставленных людьми в метрополитене как знак того, что они здесь были.

Углубившись немного дальше, в более мрачную часть пространства, можно увидеть «Схрон» Виктора Жданова, состоящий из чертежа подземного убежища в уже вымершей деревне и фотографий из его детства.

— В детстве я часто бывал в деревне у своей прабабушки, где было около четырёх домов. Там мне было хорошо и спокойно. Когда я пошёл в школу, возникло много ситуаций, от которых хотелось убежать в деревню. Поэтому я начертил дом под землёй, где мог прятаться от насилия в школе и в семье. Детские рисунки утеряны, но один из чертежей я восстановил по памяти. Возможно, когда-нибудь это перерастёт в какой-то проект, — рассказал автор.

Чуть правее, красная настольная лампа подсвечивала работу Ольги Машинец, состоящую из документов, которые она «утащила», работая библиотекарем.

— Библиотека — это один из примеров безопасного пространства, известный нам, как постсоветским людям. В эстетике библиотек очень много похожего на то, что делал Кабаков (художник-концептуалист Илья Кабаков). И в текстах много бюрократических предписаний для посетителей, — прокомментипровала работу Мария Королёва.

Имя Ильи Кабакова не раз фигурировало на выставке. Даже табличка на входе сравнивает в абсурдности списки правил поведения на форумах и его полотна про кухню в коммуналке. И неспроста. Ведь его искусство действительно тесно связано с тематикой выставки.

Автор следующей работы, Ксения Кудрина, переехала из якутского города Мирный в Москву, хотела влиться в местный художественный мир и «френдила» людей в Instagram. Однажды аккаунт художницы взломали и выложили в нём откровенные фото неизвестной девушки, а её фолловеры сочли это за рисковый художественный проект. Так эта ситуация вылилась в работу Ксении о нарушении личного пространства в социальной сети.

В центре уже другой комнаты, не менее тёмной из-за перекрытых тканью окон, подвешена простая инсталляция Авроры Лоттон «Половая тряпка». В ней художница размышляет о браке, как безопасном пространстве для двоих. Однако, приходит к тому, что всё это иллюзия, ведь весь тяжёлый труд всё равно ложится на женщину.

Самый незаметный экспонат — простой блистер с таблетками в цветах российского триколора. Но Тихон Пенкин заменил красный и синий на более приглушённые розовый и голубой, тем самым показывая, как легко, изменив цвет, можно превратить военную державу в дружественную. Сам автор говорит, что это работа про «нежную Россию».

В том же зале, в противовес миниатюрной работе Тихона, представлена безымянная инсталляция Геши Ю — длинные спутанные волосы, забившиеся в водосточный слив.

— Вид волос в водостоке сам по себе неприятен. А по моему мнению, работа на заявленную выставкой тему должна содержать долю тошнотворности. Чтобы все, раз уж пришли и приняли правила безопасного пространства, смотрели и терпели. Дело в том, что люди не могут не конфликтовать и не делить территорию даже в тех местах, где они договорились этого не делать, — комментирует свою метафору художница.

Её рассказ неожиданно перебил звук электронного голоса:

— Человек находится в растерянности: под сомнение ставится любая позиция, отклоняющаяся от официальной. Мы должны либо верить, либо не верить. Мы не сможем проверить, поэтому в обществе сложилось ощущение, что все врут, — вещает некто за телеэкраном.

Это работа Абрама Реброва, которая представляет собой склейку из искажённых кадров научно-популярного фильма с авторскими субтитрами. С помощью неё видеохудожник говорит о том, что люди склонны не подвергать сомнению всё, что видят в интернете, даже если сами отрицают свою веру в правдивость информации.

Ещё одна видеоработа, названная по картине Василия Поленова «Бабушкин сад», принадлежит Фёдору Дубровину. В ней он листает сборник с картинами художника и находит эти места сейчас, спустя много лет с момента их написания.

Завершил открытие выставки перформанс «Техника безопасности» в любовных отношениях», который подготовили Анна Белоусова и Дмитрий Чевозеров. Все желающие получили буклеты по теме, которые помогают задать самим себе вопросы: «Чего вы боитесь в отношениях? Что для вас неприемлемо в них?». Также в них описаны упражнения, выполняемые участниками перформанса. Все они основаны на взаимодействиях и направлены на то, чтобы понять свои ощущения на разных уровнях контакта с людьми.

Перформанс «Техника безопасности»

— Выглядит выставка «Безопасного пространства» современно. Мария Королёва создала хорошую экспозицию. Другое дело, что не все вопросы, не все работы занимают самого тебя. И который год приходится констатировать уменьшение не только интереса, а даже любопытства со стороны населения, — говорит владелец галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов. — Мне показалось, что одной из центральных работ выставки явился перформанс Димы Чевозерова и Ани Белоусовой. На следующий после выставки день в галерее «Х.Л.А.М.» мы обсуждали его с одним из авторов и куратором выставки: степень театральности, «игры» и естественности его участников.

Выставка «Безопасное пространство» продлится до 13 июля. Вход свободный с рекомендованным донейшеном. Время работы Воронежского центра современного искусства (пр-т Революции, 29): со среды по воскресенье с 15.00 до 20.00.

Фото: Яна Соколовская

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.