В минувшую субботу, 3 августа, более 30 человек присоединились к общегородскому пленэру «Заповедный Воронеж», который прошёл при поддержке портала «Умбра Медиа». Художники после экскурсии по старинным улочкам города зарисовали места, которые их вдохновили. Итогом пленэра станет выставка в книжном клубе «Петровский».

К назначенному времени заинтересованные воронежцы собрались в сквере Учёных у главного корпуса ВГУ. Предварительно на пленэр записалось 15 человек, но по факту на месте собралось почти в два раза больше. Этюдники и краски взяли с собой не все, были и те, кто просто хотел послушать экскурсию от кандидата исторических наук Владимира Размустова и краеведа Ирины Лысиковой. Они далеко не в первый раз вместе рассказывают о том самом Воронеже, скрытом от глаз большинства горожан. В свой маршрут они включили улицы Фрунзе, Нарвскую и Белинского, Севастьяновский съезд, Спасский и Ильинский храмы.

— Если мы справились с 350 людьми, и сейчас получится, — осматривая публику, пошутил Владимира Размустов и повёл всех за собой ко входу в центральный корпус ВГУ, который был построен на месте Митрофановского монастыря.

Кроме художников пришли и просто желающие послушать экскурсию

Владимир Размустов рассказал, что собравшиеся оказались втянуты в социальную акцию, которая изначально шла параллельно с проектом «Воронеж. Пешком». И все желающие привлечь внимание общественности к благоустройству города могут продвигать хештэг проекта #ЗаповедныйВоронеж, частью которого и стал пленэр.

Как только историк начал свой рассказ о городе, небо затянуло тучами. Одни доставали дождевики и зонтики, другие прятались под крышей входа в корпус университета, самые смелые продолжили слушать, стоя под проливным дождём, как и сам экскурсовод. Но было ясно – домой никто не собирался.

Кандидат исторических наук Владимир Размустов

Маршрут, по которому нам предстояло прогуляться, можно назвать историческим сердцем городом, потому что именно здесь жили первые воронежцы. Восемь улиц за университетом, которые сейчас относятся к ТОС № 67, входили в границы крепости, огораживающей Воронеж. Здесь сохранились историческая ширина улиц, расположение рядов построек. Многие дома выстояли во время войны, другие же восстанавливали на старых фундаментах, под некоторыми из которых остались сводчатые подвалы и подземные ходы. Иногда грунт обваливается, и тогда открываются подземелья. Заходить в них, однако, страшновато, да и карт никаких нет.

За пленэром наблюдали «местные жители»

— Года два назад, собирая нетленку, на экскурсию попала москвичка. И она сказала: «Какой у вас интересный город, деревня в самом центре», — рассказывает Владимир Размустов.

— А в моём понимании, всё, что сохранилось здесь, имеет историческую ценность для самого Воронежа. Важно знать откуда мы пошли, как всё начиналось и как был устроен быт простых людей того времени. Несмотря на то, что наш край называют деревней, мы его любим. И со временем благоустроим, — подхватывает Ирина Лысикова, председатель ТОС №67.

Краевед Ирина Лысикова

К счастью, дождь быстро закончился, и с призывом отправиться на экскурсию, группу двинулась по маршруту, составленному Владимиром Размустовым. Первый «экспонат» на пути сразу показался всем странным. Как уверяют экскурсоводы, нигде в городе больше не найти такую же дверь, ведущую в никуда. Оказалось, что это — дубовая калитка XIX века, сохранившаяся часть фундамента гостиницы «Киевское подворье». Сейчас она как будто прорастает из клона над дорогой.

Следующая остановка была около одной из довоенных двухэтажек. Правда, внимание горожан больше привлекала кошка, которая просто случайно оказалась в нужное время в нужном месте. Но Владимир Размустов снова заинтересовал всех очередной жизненной историей:

— По воспоминаниям местных жителей, в 50-х годах произошла такая история: жена проводила мужа и к вечеру забеспокоилась, что-то он пропал. Выходит за калитку и видит четырёхметровый провал! А муж сидит на камушке с портфелем. Провалился и молчит, боится, что засыпет. Так, новым хозяевам после войны в наследство досталось абсолютно неизученное прошлое. И они сами не знают, что их может ждать на своём участке.

Ещё один объект, возле которого надолго задержались художники – двухэтажный бывший странноприимный дом на улице Нарвская. Это было общежитие для бедных паломников — единственное место, напоминающее о былом Митрофановском монастыре. Будучи ещё Пешковым, в одной из клетушек этого дома жил Максим Горький, который работал помощником садовника в Митрофановском монастыре. Сейчас этот дом — один из двух в Воронеже, который до сих пор отапливается углём.

Так сейчас выглядит фасад странноприимного дома

Далее группа остановилась на простой пустой поляне. Казалось бы, где здесь историческая ценность? Но Ирина Лысикова смогла «откопать» что-то даже здесь. Перед сносом одного из старых домов соседи предложили Ирине посмотреть, не осталось ли на чердаке чего-либо интересного. Ирине удалось найти три идеально сохранившихся с 1886 года письма к столоначальнику Воронежской духовной консистории Кузнецову.

Дождь и тучи не спугнули вдохновение у художников

Многие из купеческих домов по улицам Нарвской и Белинского пострадали в военное время, поэтому фасады выглядят более современно. Один из таких, постройки 1917 года, жильцы обновили нестандартно.

— Вот вам и местное творчество в стиле наивный примитивизм, — подшучивает Владимир Размустов, указывая на белый дом, заботливо расписанный под гжель.

Мимо такого дома сложно пройти

Среди участников пленэра нашлась владелица дома начала XX века, любезно согласившаяся показать свой двор, вплотную вымощенный толстенными песчаниками того времени. По найденным сведениям, это было монастырское зернохранилище. По другим данным — постоялый двор с деревянным вторым этажом. В самом доме есть пять клеймённых кирпичей.

— После каждого дождя мы находили монетки, глиняные черепки, маленькие маслёнки. Были монеты Третьего рейха, поэтому, видимо, здесь жили немцы. Монеты петровских времён, к сожалению, теперь замурованы под асфальтом, — рассказывает хозяйка Лилия Копаева.

Лилия Копаева пришла на пленэр вместе с сыном, а заодно показала двор своего дома

Путь ещё не был окончен, но некоторые живописцы уже выбрали себе места. Около Спасского храма раскинул свои художественные принадлежности Евгений Гринёв.

— Часто я сам выезжаю на пленэры, обычно это Воронежская область. Если есть возможность и время, выбираюсь дальше. Недавно был на Валааме — получился один из самых далёких моих маршрутов. На такой всеобщий пленэр попал в первый раз, не очень люблю городские пейзажи, больше природу, сельскую местность. Но в этот раз решил, почему бы и нет? — говорит художник.

Художник Евгений Гринёв

Ещё один чудом сохранившийся артефакт того времени – Спасский храм — огораживает чугунная решётка XIX века. А Ильинский храм считается памятником провинциального барокко федерального значения. Эти храмы, которые когда-то были деревянными, отмечены на дошедшем до наших дней плане Воронежа 1860 года.

Экскурсия закончилась у Ильинского храма, где крестили поэта Алексея Кольцова. Все дошедшие до победного завершения художники, поблагодарив Владимира Размустова и Ирину Лысикову, разбрелись по понравившимся местам. Некоторые участники «Заповедного Воронежа» признались, что хоть и давно живут в городе, но никогда не были в местах, где прошла экскурсия.

Самый юный участник основательно подготовился к пленэру…

К пленэру присоединились и профессиональные художники, и любители, и студенты, в том числе и Московского архитектурного института. Самым юным участником стал 6-летний Коля Копаев. Маленький живописец, работая над пейзажем со Спасской церковью, рассказал, что рисовать просто кистями и красками ему скучно. Коля любит экспериментировать: макает в краску разные предметы, а потом с помощью их отпечатков создаёт рисунок. Например, для изображения ёлочек на пленэре ему пригодились обыкновенные салфетки.

… и стал «звездой» местного телеканала

По итогам пленэра в книжном клубе «Петровский» 29 сентября пройдёт выставка участников «Заповедного Воронежа». Вход на открытие будет свободным. Следить за новостями проекта можно в группе пленэра в соцсети «ВКонтакте».

Художников в день пленэра можно было увидеть за каждым поворотом

Фото: Яна Соколовская, Ольга Гнездилова

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.