Катя Киланянц создает иллюстрации, глядя на которые хочется улыбаться. В своих работах она совмещает традиционные материалы и цифровую графику. Это сочетание делает иллюстрации фактурными, живыми и по-особенному теплыми. Три года назад Катя ушла с работы дизайнера и занялась иллюстрацией. Мы поговорили о сложностях, с которыми сталкивается художник-фрилансер, поиске заказчиков, сотрудничестве с издательством МИФ и почему не стоит сразу искать свой стиль.

Про переход на фриланс

— Как ты пришла к тому, что иллюстрация стала твоей основной деятельностью?

— В моем родном городе Тамбове я 7 лет проучилась в детской художественной школе, а потом поступила в Воронеже в педагогический университет на факультет дизайна. На тот момент мне не хватало реального понимания, как работают художники, где можно себя применить. Изначально я планировала быть дизайном. Сразу отмела профессию живописца. В России это далеко не самая денежная профессия. В этой сфере очень большая конкуренция, ребят, которые классно рисуют, много. В нашей стране сильные школы живописи. Я немного поработала графическим дизайнером и поняла, что мне не очень интересно рисовать логотипы и работать со шрифтами, хотелось поближе к живой линии и пятну, хотелось в иллюстрацию.

Мне всегда казалось, что рисовать картинки для заработка — это очень классно. Но я не думала, что буду конкретно иллюстратором. После того, как год я отработала дизайнером, решила уйти на фриланс. Весь этот год я создавала презентации для гель-лаков и товаров бьюти-сферы. И хотя в агентстве, где я работала, давали творческую свободу, деятельность для меня была однообразной. Дизайн мне поднадоел.

Художник-иллюстратор Катя Киланянц

— Как происходил переход на фриланс? Был ли какой-то подготовительный этап, прежде чем уйти в свободное плавание?

— Сейчас я бы сделала по-другому. Я хотела, чтобы переход на фриланс у меня был мягче. Заказы по иллюстрации я брала, еще учась в университете. Рисовала картинки, сделала несколько небольших книжек для семейного бизнеса, рисовала свои открытки. Но постоянных заказчиков у меня не было, поэтому из офиса я решила увольняться практически в никуда. Мне было 23 года, я тогда была слишком самоуверенная. Мне казалось, что если я возьму себя в руки, и после ухода на фриланс у меня будет все время на планете, то я смогу горы свернуть. Но на самом деле, оказалось много психологических аспектов, к которым я была не готова. И несмотря на полную поддержку моего молодого человека — и финансовую и моральную, все равно этот этап был тяжелый. Я столкнулась с обычными проблемами новичка в этой профессии, когда не знаешь с чего начать, как искать заказы, а писать потенциальным клиентам самой мне было страшновато. Сейчас я бы постаралась более плавно перейти на фриланс.

— Помогли ли тебе соцсети в поиске заказов?

— Первое время у меня были небольшие заказы, которые включали в себя иллюстрацию и дизайн от моей бывшей коллеги. Еще была подработка, где все еще был дизайн, но я уже начала рисовать картинки. В какой-то степени помогла с поиском клиентов и запрещенная сейчас соцсеть. Свой блог я вела давно, но не суперактивно. Но я решилась рассказать в соцсетях всем кому можно, что сейчас начинаю заниматься иллюстрацией. Потом стали обращаться знакомые знакомых. Например, ко мне пришел заказ от одного московского рекламного агентства, для которого я сделала картинки для баннера. Чаще всего ко мне приходят именно через сарафанное радио. В этом есть какой-то небольшой элемент магии, мне кажется. Но хорошо было бы еще включить туда и мою активность, чтобы я тоже писала заказчикам, но мне это пока не очень комфортно.

Про работу со стоками и создание книжных обложек

— Был ли у тебя опыт работы со стоками?

— Да, у меня был небольшой период работы со стоками. Я вдохновилась своей подругой, которая уже лет семь классно и бодро рисует для стоков и получает неплохой доход. Я подумала, что хочу так же. Но в работе со стоками много нюансов и сложностей. Для них нужна векторная иллюстрация, которая позволяет до бесконечности масштабировать изображение. Работать в векторе для меня сложнее. Плюс ты находишься в изоляции, у тебя нет обратной связи от заказчиков, которые похвалят или скажут, что не так. Нужно придумывать самой, что рисовать и как. Проблема со стоками еще и в том, чтобы они начали приносить доход, нужно долго нарабатывать достаточно большой портфель. Практически два года нужно постоянно рисовать картинки, и все это время доход может быть нулевым. Портфель должен быть очень большой, с картинками на разнообразные темы, и техника рисования тоже должна быть крутая. Все это, правда, непросто. Я загрузила порядка 150 картинок, и заработала за все это время долларов 200. Очень долго нужно работать на объем в изоляции. Еще мне не нравится вектор. Его основа — это формы, а текстур там не очень много. Я люблю текстуры, мне тесно быть все время в векторе. Но стоки мне помогли в прокачке навыка работы в векторе. Сейчас я часто рисую векторные иллюстрации на заказ.

— Расскажи про сотрудничество с издательством МИФ. Ты сама на них вышла?

— Этот хороший пример, когда я осмелела и первая написала. В телеграм-канале с объявлениями работы для иллюстраторов увидела сообщение от МИФа, что им нужен иллюстратор. Я удивилась, потому что казалось, что у них уже есть пул художников, с которыми они работают. Я откликнулась на заявку и отправила работы, которые подходили под описание задания. Через пару дней они мне ответили и предложили работать. Первой я сделала обложку для книги «Джентльмен Джек в России». Она как-то сразу получилась и понравилась в издательстве. И я была очень довольна проделанной работой.

Всего с МИФом мы начали рисовать четыре обложки. Вышли две — кроме «Джентльмена Джека» еще «Внутренний ребенок» Чарльза Уитфилда, а две в середине работы как-то заглохли. И во всех этих случаях процесс работы сильно отличался. Где-то требовался десяток эскизов, где-то было достаточно трех. Для «Внутреннего ребенка» было довольно много поисков, делала много вариантов на этапе линейного наброска, на этапе выбора цветов. Конечный вариант отрисовался раза в два быстрее обложки «Джентльмена Джека». Я довольна тем, как она сложилась. Мне нравится, когда заказчик вносит правки, которые улучшают картинку. Нравится, когда мы вместе участвуем в процессе и разделяем ответственность.

— Кроме МИФа у тебя был опыт сотрудничества с известным иллюстраторским агентством Bang! Bang! Расскажи про ваш совместный проект.

— Я участвовала в проекте создания карточек для игры «Имаджинариум» от онлайн-кинотеатра Окко. Это очень интересная задумка с карточками по известным фильмам. Мне достались «Твин Пикс», «Отель Гранд Будапешт», «Амели» и «Один дома 2». Для меня было очень важно поработать с Bang! Bang! и гонорар здесь не был решающим фактором. Хотелось хорошо себя зарекомендовать, чтобы они позвали меня рисовать что-нибудь еще. Вскоре от них прилетел еще один заказ  отрисовка постера с коровой мастером кунг фу в стиле старого постера азиатского кино. Забавно, что данный креатив был нужен фирме по производству молочной продукции.

Иллюстрация для игры «Имаджинариум»

— Пробовала поработать с какими-то иностранными агентствами?

— Я бы очень хотела посотрудничать с западными агентствами, но сейчас это стало сложнее, и у меня пока не такой большой опыт. Мне поступали на платформе Behance запросы от иностранных ребят. Я на них отвечала, готова была рисовать, но дальше дело не шло. В иллюстрации так часто бывает — входящих запросов больше, чем потом реализованных проектов. К этому нужно быть готовым, и не стоит расстраиваться. Я писала одному зарубежному агентству, но мне отказали. Буду пробовать еще. Сейчас я состою в столичном агентстве Tillanelli, куда входят только художницы, но пока оттуда не было заказов.

Про любимые приемы и портфолио

— Сколько часов в день ты обычно работаешь?

— В моей идеализированной вселенной я работаю 6 чистых часов. Три часа днем, потом перерыв, и три часа вечером. Все успеваю, мне хорошо и комфортно. Но на самом деле так не происходит, потому что фриланс — штука сложная. Бывают проекты, над которыми я работаю по 10 часов в день два дня подряд. Бывает, что проекты растягиваются. Над каким-то заказом я могу работать по часу в день, потому что правки, например, долго поступают. Но в целом стремлюсь к комфортному мне режиму работы.

— Создание своих собственных работ не на заказ ты воспринимаешь как отдых или работу?

— Зарисовки, какие-то курсы, создание картинок для себя — это не работа и не отдых. Это ближе к саморазвитию. Работа — то, за что мне платят деньги. Мне очень важно ее как-то ограничить по времени, чтобы я могла ее высчитать. Я веду статистику, у меня каждый проект записан, знаю, сколько я потратила часов над каждой картинкой. Это мне нужно для того, чтобы не плавать в ценах и хоть как-то контролировать свой бюджет. С прошлого года у меня вполне стабильная цифра, которую я зарабатываю каждый месяц. Не знаю, как так получается, потому что я не ищу специально заказы, пока они сами меня находят.

— Что, на твой взгляд, должно быть в иллюстрации, чтобы ты назвала ее качественной и цепляющей?

— В иллюстрации очень важна эмоция, которую вы хотите вызвать у зрителя. Это должно быть сжатое экспрессивное выражение какой-то мысли. Для меня это важно. На самом деле с практической точки зрения, хорошая иллюстрация — та, что отвечает своей задаче. В этом отличие произведений художника от иллюстрации. У иллюстрации должен быть конкретный размер, конкретные цвета и подходящая сообщению стилистика. Но если более лично к вопросу относиться, то в первую очередь для меня важно сочетание мысли и эмоции.

— Можешь поделиться каким-то своим приемом, который визуально делают иллюстрацию интересной?

— Мне нравится сочетать живые материалы и цифровую графику. Прием, которым я могу поделиться — это наделать разных текстур с помощью карандаша, восковых мелков, акварели, сделать какие-нибудь заливки, градиенты, побрызгать тушью . Вообще дать себе полную волю и смело заполнить всю комнату листками. Потом все листки с фактурами отсканировать и накладывать на цифровое изображение уже в нужных местах. Может быть целиком на картинку, или только фрагменты, например, одежда на персонаже. С помощью разных режимов наложения можно добиваться различных эффектов. Мне такой прием очень нравится. Часто я рисую живую картинку, а потом дорабатываю на планшете или компьютере. Но с коммерческими заказами это сложно провернуть, потому что в таком случае непросто исправить такое изображение.

— В современное искусство тебя не тянет?

— Это интересный зверь. Мне хотелось бы в нем разобраться. Но в ближайшее время не вижу своего применения в этой сфере. Я бы хотела быть прикладным художником, чтобы частицы моих работ как-то поддерживали людей, были с ними в повседневной жизни. Мне интересно расти дальше, найти собственный изобразительный язык и понять, что я хочу этим языком сказать. Это процесс на всю жизнь.

В идеале я хотела бы, чтобы применение картинки было не ограничено. Мне интересно было бы открыть свой магазинчик мерча. Хотелось бы делать что-то осязаемое со своими работами, продавать и смотреть, как они расходятся по миру. Я давно делаю свои открытки, но хочется попробовать еще создавать принты на постерах, футболках. В России пока коммерческий потенциал нарисованного изображения видится довольно низким в общей массе. На западе, если кто-то рисует классную картинку, все понимают, что из этого можно сделать открытку, постер, принт на одежде и так далее. Изображение может жить долго в различном формате. У нас часто картинка пока рисуется только под конкретную задачу.

— Что на основе своего опыта ты бы посоветовала начинающим иллюстраторам?

— Самый первый совет — не искать свой стиль. Если сосредоточиться на поиске стиля, можно быстро выгореть. Я бы посоветовала присматриваться к работам, которые вам нравятся, хорошо их анализировать и сразу пробовать рисовать самому, потому что не попробуешь, не поймешь. Не запаривайтесь над портфолио в едином стиле, вы не нарисуете его, если не знаете, что и как хотите рисовать. И не стоит думать, что каждая картинка обязательно должна быть шедевром. Если нарисовать сто картинок, из них 3-4 будут классными. Так это работает. А уроки по композиции и цвету можно смотреть на YouTube, там, кажется, можно найти все под любой запрос. Пробуйте разное. В целом это те советы, которые я даю себе тоже, потому что хочу переделать свое портфолио. Сейчас я дала себе лето просто экспериментировать, хочу рисовать без жестких рамок самой себе, чтобы понять, что мне нравится именно сейчас и куда развиваться дальше.

Фото: Николай Юрин

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.