На этой неделе в Дарвиновском музее в Москве открылась персональная выставка Евгении Ножкиной «Одежда как вторая кожа». Воронежская художница представила гобелены и гамаки, сотканные из ненужной одежды.

Одежда вошла в жизнь человека как необходимость – защищала кожу от жары, холода и повреждений; позднее стала украшением ритуальных обрядов, знаком статуса своего носителя; наконец, подчинила его себе, и человек лишился права быть нагим. Индустрия моды – одна из наиболее агрессивных и токсичных в мире. Бешеный конвейер одежды не только загрязняет окружающую среду, он заставляет нас быть недовольными собой, постоянно менять гардероб, избавляться от «старых» вещей, даже если они любимые. Евгения Ножкина ищет именно такие, чтобы в её гобеленах «одежда с историей» обрела новую жизнь.

— Разные люди отдают мне вещи для работы, — говорит художница. – Например, вышитый платок, который на протяжении 50 лет одевали в церковь, старое бабушкино покрывало, детскую одежду, школьные рубашки, фату, шторы, первые джинсы и т.д. Вещи, которые перестали быть функциональными, но вызывают воспоминания. Разрезая и вплетая их в гобелен, я создаю коллаж, как из фотографий. Но наша одежда редко бывает уникальной, в основном это вещи массового производства, поэтому многие зрители находят в работах что-то знакомое. Одежда – это наше коллективное воспоминание.

Некоторые гобелены на выставке представляют собой переплетение чьих-то личных событий. Даже сброшенные, как старая кожа, ношеные вещи многое рассказывают о своём хозяине. Другие произведения показывают срезы времени: моду, вкус, пристрастия в интерьере узнаваемых эпох. Однако факты, которые хранит гобелен, не лежат на поверхности. Их нужно различить в абстрактном рисунке плетения. У работ, представленных на выставке, нет названий. Это дает посетителю возможность проявить фантазию, оживить свои собственные воспоминания.

Гобелены и гамаки, представленные в экспозиции «Одежда как вторая кожа», были сделаны для разных городов России. Материл для них собирали жители Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Тулы, Липецка, Старого Оскола и других. Можно отметить, что гобелены разных городов получаются совсем не похожими друг на друга: чем ближе к северу, тем спокойнее цвета; чем южнее — тем ярче и насыщеннее.

— Первый свой гобелен я соткала для Москвы, когда в рамках Биеннале молодого искусства на ЦТИ «Фабрика» участвовала в проекте про детские травмы. Тогда я соткала гобелен из вещей, которые окружали меня в детстве: первые папины джинсы – его гордость, покрывало, которым застилали мою кровать, мамины свитера и кофты, характерные для советского периода, и другие вещи, принадлежавшие моей семье, — рассказала Евгения.
Мне было 5 или 7 лет, когда в шутку сестра и папа решили закатать меня в ковер. Я была «за», было интересно. Но ковер почему-то взяли из прихожей. Когда меня начали закатывать, в глаза стал сыпаться песок, я хотела убрать его руками, но не смогла ими пошевелить, пробовала кричать, но сорвала голос, а меня так никто и не услышал. Хотя я слышала голоса, как из-под земли. Ничего не оставалось, надо было успокоиться, набраться терпения, ждать. Я понимаю, что прошла минута, две, но мне показалось, очень долго. Соткав гобелен и свернув его наподобие то ли ковра, то ли обгоревшего письма и рассказав эту историю, я освободилась от детских страхов.

Выставка работ Евгении Ножкиной продлится до 20 июня. Вход на экспозицию (расположена на 6-м этаже) по билету в музей.

СПРАВКА

Евгения Ножкина родилась в Воронеже. Закончила ВГПУ, ф-т Художественной графики. Резидент Воронежского центра современного искусства. Выставки работ Евгении проходили в галереях и музеях Воронежа, Москвы, Липецка, Тулы и других городов.
Художница отмечена в арт-рейтинге «Мне нравится» — 2018, 2019, 2020, по мнению 49ART. Отмечена в списке «Надо брать» Рейтинга российских художников — 2017, по мнению Forbes, а также в списках 25 лучших работ 2015, по версии Aroundart.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.