Иллюстратор Лена Сень – пример того, как нужно не бояться воплощать в жизнь свою мечту. Проработав около десяти лет в сфере рекламы и изнутри изучив все тонкости формирования имиджа брендов, она решила освоить язык рисунка, чтобы заняться коммерческой иллюстрацией. Сейчас у неё за плечами три года целенаправленного изучения методов создания графических образов, её иллюстрации публикуются в глянцевых изданиях, она проводит мастер-классы и активно участвует в художественной жизни Воронежа. Корреспонденты «Умбра Медиа» побывали в квартире-студии художницы и узнали, в какой атмосфере она создает свои иллюстрации.

Про выбор

«Страх в процессе рисования был такой сильный, что мне иногда хотелось выть»

— Наверняка ты рисовала с детства. Какими судьбами попала на журфак?

— Да, рисовала с детства, но в художку не ходила. Как я шучу, Бог отвел. С детства меня интересовали природа, книги и рисование – в общем, я чистый гуманитарий. В старших классах я начала ходить в кружок при местной газете в моём родном Новомосковске Тульской области. А когда пришло время поступать, выяснилось, что у меня есть статьи, которые нужны на журфаке на вступительных экзаменах. Так я оказалась в на факультете журналистики ВГУ. И я очень рада, что получила образование именно там, потому что умение самостоятельно анализировать информацию это бесценный навык позволяющий легко вникать в нужную сферу, а так же грамотно формулировать и транслировать накопленный опыт. Бывает трудно подступиться к новой теме, когда представления о ней ещё слишком размыты, поэтому в изучении рисунка я часто сначала пробую, а когда, в процессе практики формируются конкретные актуальные вопросы, ищу ответы в книгах и интернете и снова на практике закрепляю знания. В таком варианте информация усваивается наилучшим образом.

Иллюстратор Лена Сень

Иллюстратор Лена Сень

— Когда пришёл момент, когда ты решила сделать окончательный выбор в пользу рисования?

— Меня всегда тянуло к художникам, я легко находила с ними общий язык, с появлением соцсетей сохраняла рисунки тоннами, часами рассматривала их, анализировала пытаясь понять каким образом достигнута гармония на картинке. Некоторое время в Воронеже я ходила в студию к художнику Алексею Загородных и уже тогда чувствовала, как занятия там меняют мою жизнь, но тогда у меня не было мыслей о том, чтобы рисовать профессионально. Около десяти лет я работала в сфере рекламы и маркетинга, но в какой-то момент мне захотелось делать что-то руками, чтобы видеть материальный результат своего труда. В тот период моя близкая подруга открыла салон красоты и я решила отучиться на мастера маникюра чтобы пойти к ней работать. Этот опыт стал важным промежуточным звеном на моем пути иллюстратора. Первый год работы в салоне было трудно и страшно, ведь в бьюти-сфере я ежедневно имела дело с фрезами, вращающимися на тысячи оборотов в минуту, наращиванием ресниц, где каждой ресничке нужно задать правильное положение, капризными гель-лаками, инструментами, которые нужно тщательно стерилизовать и беречь. И главное – тесный контакт с людьми, которые мне доверялись и нужно было оставаться всегда предельно внимательной, чтобы не поранить клиента, делать всё быстро и четко. За неполных три года такой работы я научилась чувствовать материал, доверять своим рукам и убедилась в том, что кропотливая работа доставляет мне удовольствие. Потом, в какой-то момент меня просто накрыла волна любви к акварельной фактуре, я смотрела на акварельные пятна на картинках в интернете, и дух захватывало от того, что же может выйти, если этой фактурой ещё и немножко управлять… Тогда я просто купила коробку «Ладоги» и стала экспериментировать. Втянулась я очень быстро, потому что у меня сразу стало получаться хорошо. Считается, что акварель своенравный материал, многих пугает её текучесть, необходимость контролировать степень влажности бумаги, нажим на кисть, но после того как познал баланс в процессе контакта фрезы с человеческой кожей, взаимодействие кисти с бумагой – это просто чистый кайф! (смеётся). Полгода я была полностью захвачена страстью к акварели и рисовала все выходные напролет и даже в подсобке салона, в перерывах между клиентами. Мне нравилось рисовать людей и когда заказы на стилизованные портреты стали регулярными, я решила уйти из салона, чтобы посвящать рисунку всё время и постепенно выйти на профессиональный уровень. Тогда я дала себе три года на обучение, которые закончились в 2018.

Первым материалом, которым начала рисовать Лена, стала акварель

Первым материалом, которым начала рисовать Лена, стала акварель

— Почему именно три года?

— Считается, что почувствовать себя уверенно в какой-либо сфере деятельности можно, когда потратил на нее три года. Это минимальный срок для того, чтобы стать в чем-то профессионалом. Как только я начала рисовать за деньги, мне хотелось как можно быстрее достичь планки, ниже которой не упадёшь несмотря ни на какие обстоятельства. Сейчас мой базовый уровень меня устраивает. Я наработала свою технику, индивидуальные приемы, освоила азы нужных компьютерных программ. Теперь я редко беру заказы на частные фэшн-портреты и всё дальше продвигаюсь в коммерческую иллюстрацию.

IMG_4892

— Как твои близкие восприняли новость, что ты решила стать художником?

— Близкие меня очень поддерживают. Сын, ему сейчас десять лет, мне сразу сказал: «Мама, это твоя новая жизнь. Я всем говорю, что ты художник». Мне было очень приятно. И потом, я уже взрослая, могу себя обеспечить, при этом выполняю и другие функции, занимаюсь ребёнком, так что палки в колеса мне никто не вставлял. Но иногда бывает непросто объяснить родным, что хотя я нахожусь дома, я работаю. Практически как в фильме «Вий», очерчиваю круг вокруг своего рабочего стола, чтобы меня не беспокоили (смеётся).

— У тебя была боязнь чистого листа и как ты с ней справилась?

— Буквально за пару месяцев до того, как закончились мои три года обучения, страх перед рисованием полностью исчез. А он был такой сильный, что иногда хотелось вопить от ужаса! Бывало так, что сделана большая часть работы, нужно только закончить, но ты так боишься все испортить, что от напряжения просто хочется выть. Теперь этого нет, самый трудный период прошел. Вообще, чтобы избавиться от боязни чистого листа нужно всё время рисовать. Еще мне помогло то, что я не ставила себе жесткие рамки, садясь за работу я говорила себе, что если что-то пойдет не так, у меня ещё есть время нарисовать заново.

IMG_4876

Про атмосферу

Ленточки, скетчбуки и работа Lora Zombie

Прямо напротив рабочего стола в студии Лены – кухня. Но художница признается, что близость к плите ее совсем не отвлекает.

— Просто я мало отношения к кухне имею, — с улыбкой говорит иллюстратор. – Время каш у сына прошло, а обедает он в школе. Кстати, стол, за которым я работаю, изначально был кухонным, а потом я его захватила. Первый год я рисовала, скрючившись, на диване. Всем стало ясно, что рисовать я не брошу, а если продолжу рисовать на диване, превращусь в Бабу-Ягу. Так стол стал моим рабочим местом. За ним же мы занимаемся с учениками, которые посещают индивидуальные занятия.

IMG_4798

Студия Лены Сень наполнена творчеством и множеством интересных деталей, рисунков, памятных предметов с историей. Их изучение, как путешествие в ожившую книгу. На столе можно найти несколько скетчбуков. Рисунки из путешествий и зарисовки повседневной жизни запечатлевают эмоции и сохраняют живые моменты. А детали и картинки над рабочим столом создают атмосферу легкости и праздника.

IMG_4739

— Я подсмотрела оформление интерьера в европейских блогах, влюбилась в моду на цветные ленточки — говорит художница. – Есть в них что-то от boho-эстетики и одновременно отсылка к буддизму, Тибету, там любят такие цветные тряпичные флажки, и меня они очень радуют.

IMG_4763

Среди цветовых раскладок, набросков и схем, на стене у рабочего стола можно разглядеть открытку известной на весь мир художницы Lora Zombie . Лена рассказала об их давней дружбе.

Открытка от художницы Lora Zombie

Открытка от художницы Lora Zombie

— Мы общаемся около десяти лет, — говорит Сень. – А познакомились в интернете. Я увидела незнакомый мне клип на песню Gorillaz, оказалось, что она – автор ролика. Когда Lora узнала, что я начала рисовать, прислала мне набор акварели Van Gogh и я сразу почувствовала себя гораздо увереннее. Для меня это было первое признание, так как я знаю, что она не стала бы делать этого просто из вежливости, её впечатлили мои работы и я очень признательна ей за поддержку в нужный момент. Кроме открытки у меня есть и оригиналы ее ранних работ, вдохновляющие меня на протяжении многих лет.

IMG_4778

Про материалы

«Для коммерческих иллюстраций сложно найти что-то лучше маркеров»

На рабочем столе у Лены выставка художественных товаров – множество карандашей, маркеров, краски, бумага, кисти всевозможных размеров, графический планшет… художница начала с акварели и год работала только с этим материалом. Потом попробовала акрил и ее потянуло на эксперименты.

IMG_4733

— Кажется, я попробовала все материалы, кроме темперы, — рассказывает Лена. – В итоге остановилась на акварели и маркерах. Урбанскетчи я делаю в основном акварелью и линерами. Маркеры использую для коммерческих иллюстраций, там они почти незаменимы, так как с их помощью легко и быстро можно добиться как фотореализма, так и графичных, рубленных эффектов. Для рекламных иллюстраций сложно найти что-то лучше маркеров, поэтому я в них серьёзно вложилась.

Работы Лены Сень

Работы Лены Сень

Художница не раскрывает, какую сумму потратила на приобретение маркеров. Однако Лена рассказала, что выгоднее заказывать маркеры в Японии, чем покупать в России.

— Я пользуюсь маркерами фирмы Copic. Если в Воронеже один такой маркер стоит 600 рублей, а заправка к нему 800-900 рублей, то в Японии маркер можно заказать за 300 и заправку к нему за 350 рублей. Сам по себе маркер практически вечен, каждую часть можно заменить и вложившись в них однажды, можно пользоваться бесконечно долго. Минимальный набор маркеров, который нужен для разных видов иллюстрации, — 50 штук (мы подсчитали, что вместе с заправками это будет стоить 32 500 рублей, если заказывать их в Японии). Почему так много – 50? Для каждого цвета нужно минимум три тона, а значит три маркера. Плюс базовый набор серых оттенков, пять теплых и пять холодных, а дальше уже у каждого направления иллюстрации своя основная гамма. Для фэшнскетчинга нужна широкая палитра нюдовых оттенков, для фудскетчинга– золотистая, серые – для интерьера. Если специализация узкая, можно обойтись меньшим объемом, но если диапазон заказов широк, 50 оттенков – это минимум. Но зато иллюстратор маркерами может рисовать очень быстро, ведь ему не приходится каждый раз подбирать нужный тон.

IMG_4811

Я работаю в смешанной технике, использую не только маркеры, но и акварель, и тушь, и цветные карандаши, иногда даже фломастеры или брашпены. В начале своего иллюстраторского пути я часто соглашалась на сотрудничества за пиар или бартер ради наработки навыка и опыта решения реальных задач, теперь я с этим завязала, ведь профессиональные художественные материалы требуют солидных вложений. Как Ван Гог страдал из-за труднодоступности красок больше века назад, так и до сих пор это актуально.

IMG_4714

Про узнаваемый стиль и заработки

«Самое главное для художника – понять, как он хочет рисовать»

— Кто из художников тебе интересен, чьи работы тебя вдохновляют?

— Из классиков я очень люблю работы Альфонса Мухи, Эгона Шиле, Винсента Ван Гога, Эндрю Уайета. В их произведениях есть лаконичность, легкость и сила. Слишком выверенные, академичные работы мне не близки. А современных интересных художников сейчас легко найти в соцсетях.

IMG_4866

— Без соцсетей сейчас художникам сложно продвигать свое творчество. Сколько ты на это тратишь время?

— С одной стороны да, без соцсетей трудно о себе заявить, но с другой – не стоит к ним относиться слишком серьезно. Как человеку, много лет работавшему в рекламе, мне интересно как действуют современные механизмы продвижения. Я слежу за трендами в этой сфере, что то использую, но не могу позволить себе вкладывать слишком много времени в развитие соцсетей, иначе рисовать будет некогда.

IMG_4744

— Можешь вспомнить свой первый заказ на коммерческую иллюстрацию?

— Образы для журнала Fashion Collection год назад. Мне очень понравилось с ним сотрудничать. Сроки конечно были ужасно сжатые, зато у меня была свобода выбора референсов (вспомогательное изображение). Мне прислали кучу фото со съёмки весенних трендов, и мне нужно было выбрать не только фото для иллюстраций, но и фактически то какие снимки из фотосессии будут в журнале, мы легко нашли общий язык с редакцией и у меня остались самые приятные впечатления об этом проекте.

Работы Лены Сень в журнале Fashion Collectio

Работы Лены Сень в журнале Fashion Collection

— Были у тебя необычные или странные заказы?

— На начальном этапе все заказы необычные и странные всегда и у всех. Самое важное для художника – понять, как именно он хочет рисовать. Нужно выработать свой набор приемов и техник, уникальную стилистику, чтобы заказчик понимал, что он получит в итоге за свои деньги. Нужно адекватное портфолио и его создание – моя ближайшая цель. Сейчас я уже определилась и с направлением, и со стилистикой. Этап экспериментов позади, от многого пришлось отказаться, например, от работы с холстом, масляной живописью, которая меня очень привлекала. Нужно уметь отсечь всё лишнее, иначе не стать профессионалом. Я очень люблю фэшн-среду, моду, дизайнеров, декоративность рекламной иллюстрации и лёгкость, живость урбанскетчинга, от которого я никогда не откажусь. Так что я оставила только эти два направления, а масло если и смогу позволить себе, то лишь в качестве хобби, в свободное от работы время.

IMG_4929

— Сколько времени ты уделяешь рисованию?

— Да практически всё, я отрываюсь только на самые необходимые дела. Если пол дня я не рисую, или не читаю профессиональную книгу, у меня внутри начинает тикать что то, будто активируется бомба замедленного действия, всегда есть чувство, что если не прогрессируешь, начнется откат назад. Это как спорт. Сейчас очень популярна фраза о том, что рисовать может каждый, но это лишь маркетинговый ход, благодаря которому, многим кажется, что это так просто, что должно получаться сразу, без каких-либо усилий. Часто люди расстраиваются, когда видят, что это не так. Возможно рисовать может каждый, но только если он поставит это на первое место в своей жизни на некоторое время. Ты не добьешься ничего, если не «маньячишь» в своей профессии. А что ещё может заставить человека посвящать всё время работе, если не любовь?

IMG_4899

— У тебя получается заработать иллюстрацией?

— Я не предлагала никому свои услуги, пока интенсивно училась, просто выкладывала результаты в соцсетях. Все заказы, которые у меня были, появлялись сами собой, и прибыль от них шла в основном на вложения в качественные материалы, инструменты и технику. Благодаря журналистскому образованию и внушительному опыту работы в маркетинге и рекламе я могу объективно оценивать ситуацию и вижу хорошие перспективы для себя в этой среде. Не сомневаюсь в том, что со временем займу свою нишу. На данный момент медиа пространство перенасыщено фотографией, спрос на иллюстрацию растёт, так как она выделяется на общем фоне, отлично оживляет любой макет, цепляет взгляд и внушает доверие, как любой ручной труд сделанный с душой и со знанием дела.

IMG_4909

Фото: Игорь Филонов