Сергей Романович, пожалуй, один из самых загадочных художников российского искусства. В советское время о нем больше было известно как о монументалисте. Например, он автор росписи плафона в театре Красной Армии в Москве. Однако мало кто из современников Романовича знал, что его интересуют совсем другие темы — интерпретация мифов и религиозных сюжетов. В музее им. И. Н. Крамского собрана коллекция работ московского художника, отражающая практически все важные периоды его творчества. Всего в фонде музея более 30 произведений Романовича. Большую роль в формировании коллекции сыграл директор музея им. И. Н. Крамского Владимир Добромиров. Для портала «Умбра Медиа» он рассказал о том, почему художника считают сложным для восприятия, и поделился эксклюзивными подробностями о том, как картина «Одуванчики на темно-синем фоне» попала в Воронеж.

«Романовичу был близок образ страдающего Иова»

Этим летом на Платоновском фестивале музей представил выставку «Делать живопись, которая остается» из 35 работ Сергея Романовича. Большая часть произведений — из фонда музея Крамского, а также из двух частных коллекций. Экспозиция работает до 30 июля.

— Честно говоря, я не думал, что выставка получится, потому что она проходит в очень камерном зале, — признается Владимир Добромиров. — Но она получилась мощная, такая не в бровь, а в глаз, отражает все жанры и этапы творчества Романовича.

Владимир Добромиров

Директор музея им. И. Н. Крамского Владимир Добромиров

Сергей Романович прошел трудный путь художника. Он начинал как авангардист, экспериментировал с абстрактной живописью, увлекся лучистыми композициями. Одним из основоположников лучистой живописи был художник Михаил Ларионов. Романович был его младшим другом и учеником и, естественно, следовал за ним. Однако уже в 20-е годы Сергей Романович стал отходить от авангардистов. Одним из лозунгов искусства после революции был — «разрушить всё и строить на расчищенном пути». Романовичу же был близок диалог с искусством прошлого. Художник пришел к мифотворчеству.

Выставка "Делать живопись, которая остается"

Выставка «Делать живопись, которая остается»

Сергей Романович в 20-е годы входил в московское объединение художников «Маковец». Это движение подразумевало созидательное начало на основе преемственности культурной традиции. «Маковец» просуществовал с 1921 по 1926 годы, в этот период на выставках объединения экспонировались произведения нескольких десятков художников, в одноимённом журнале печатались стихи и философские статьи. Помимо Романовича в объединение входили художники Владимир Фаворский, Николай Чернышев, поэты Борис Пастернак и Велимир Хлебников и другие. Правда, власти относились к «Маковцу» как «идейно чуждому» явлению в искусстве, третий номер журнала объединения цензура запретила.

Художники Сергей Романович (слева) и Александр Бучкури

Художники Сергей Романович (слева) и Александр Бучкури

В 1919 году Сергей Романович после окончания Московского училища приехал в Воронеж, он стал одним из основателей Воронежских Государственных Свободных Художественных Мастерских и работал в нашем городе на протяжении десятилетия. Периодически он ездил в Москву участвовать в выставках «Маковца». В этот период в своём творчестве он обращается к мифологическим и религиозным сюжетам, создал живописные библейско-евангельские притчи об Иове, о виноградарях, блудном сыне, добром самаритянине. Появились сюжеты и по мотивам других художников, например, «Вакханалия» по Рубенсу.

— Один из первых религиозных и мифологических сюжетов, который создал Романович, был про притчу об Иове, — рассказывает Владимир Добромиров. — Позже он возвращался к этому сюжету. Романовичу был близок этот образ, он не раз, как и библейский герой, оставался без всего. Но к трудностям Романович относился как к испытаниям, а не наказанию. Все, что писал Романович, он пропускал через сердце.

"Иов", 1960-е

«Иов», 1960-е

Интересно, что Романович особенно не афишировал, над какими сюжетами работает, но он знал, что его произведения будут жить долго, он хотел делать «живопись, которая остается». Большинство работ художник делал в технике энкаустика. В ней связующим веществом является воск, что позволяет работам надолго сохранять свежесть цвета. Энкаустика возникла в Древней Греции, в этой технике живописи созданы многие раннехристианские иконы, которые сохранились до сих пор.

— Дочь Романовича Наталья Сергеевна не раз говорила, что большинство зрителей картины ее отца воспринимает как неоконченные, — рассказывает Владимир Дмитриевич. — На самом деле это завершенные работы несмотря на то, что они выглядят эскизно. И сам Романович считал, если он набросал композицию, расставил световые акценты и выразил мысль, то больше ничего и не надо.

"Три парки", 1949-е

«Три парки», 1949 (из частной коллекции)

Кстати, на открытие выставки в Воронеж Наталья Романович планировала приехать, но не смогла из-за плохого самочувствия. Дочь художника посоветовала смотреть работы неспеша, потому что картины Романовича требует вдумчивого восприятия.

«Коллекцию работ Романовича мы получили почти бесплатно»

В коллекции воронежского художественного музея до начала Великой Отечественной войны были две живописные работы Сергея Романовича. Однако во время эвакуации не все произведения удалось вывезти. То, что осталось в Воронеже, безвозвратно исчезло, в том числе и работы авангардистов, среди которых был Романович. Вновь на творчество художника обратили внимание в 1980-х.

IMG_3420

— Первая выставка работ Романовича в Москве прошла в 1984 году спустя 16 лет после его смерти, — рассказывает Владимир Добромиров. — На тот момент я работал в музее. Мне дали задание съездить на эту выставку, посмотреть работы — все-таки Романович был связан с Воронежем. Но когда я приехал, оказалось, что выставка закрылась. Вместе с моим знакомым искусствоведом мы разыскали дочь художника Наталью Сергеевну, она нас пригласила в гости. С того момента и началось мое увлечение Романовичем. Жаль, что мне не довелось с ним познакомиться. В год его смерти я служил в армии…

Владимир Дмитриевич говорит, что в 80-х у музея, в отличие от сегодняшних дней, была возможность приобретать картины для своей коллекции. Сейчас работы художника стоят намного больше, живопись Романовича коллекционеры покупают за 5-15 тысяч долларов.

— Большую часть работ музею подарила дочь Романовича. Наталья Сергеевна всегда долго обдумывала, что нам передать в коллекцию, — говорит Владимир Добромиров. — При наших встречах она говорила: «А вот такого сюжета у вас еще нет, надо усилить вашу коллекцию» и передавала очередную работу. Таким образом в несколько приемов мы получили очень хорошую коллекцию почти бесплатно. На какое-то время я прерывал работу в музее, но все равно пытался доставать картины Романовича. Сын друга Романовича художника Константина Зефирова подарил три работы. Конечно, собирание картин Романовича в 80-х могло повлечь за собой всевозможные неприятности, потому что его работы противоречили реалистической живописи. Даже Союз художников на нас жалобы писал, к счастью, обошлось без последствий.

Сергей Романович "Автопортрет в ушанке", 1943 год (хранится в Государственном Русском музее)

Сергей Романович «Автопортрет в ушанке», 1943 год (хранится в Государственном Русском музее)

Был еще один интересный случай, о котором вспоминает Владимир Добромиров. Он узнал, что в Загорске в Московской области в архиве хранятся работы Романовича. Но на запрос передать их в Воронеж был получен отказ.

— Как я позже выяснил у дочери Романовича, именно она не разрешила их отдать в музей, — говорит Владимир Дмитриевич. — Эти работы он сделал во время Великой Отечественной войны. Романович уже был непризывного возраста, он остался в Москве, но участвовал в тушении зажигательных бомб, а все остальное время посвящал живописи. Однажды была назначена комиссия по проверке мастерских художников. Романович же делал мифологические и евангельские сюжеты. Ему ничего не оставалось, кроме как за одну ночь изобразить какие-то натюрморты и пейзажи, чтобы представить их комиссии. Именно эти работы сейчас находятся в Загорске. Дочь говорит, что это вещи не художественные, просто было жалко выбрасывать, и она передала их в архив.

Владимир Добромиров считает, что в музее Крамского собрана одна из лучших в стране коллекций Романовича, потому что она показывает все знаковые периоды в творчестве художника и разнообразие жанров, в которых он работал. Всего в фонде хранится 20 живописных работ и 13 рисунков.

«В натюрморте Романович выразил весь мир»

Помимо картин с мифологическими и религиозными сюжетами в коллекции музея есть несколько натюрмортов Романовича. У картины «Одуванчики на темно-синем фоне», которая находится в основной экспозиции, особая история.

— Я был в командировке, в которой приобретал ряд очередных вещей Романовича, — рассказывает директор музея. — И когда мы уже упаковывали картины, неожиданно дочь художника выставила несколько произведений отца и предложила в подарок выбрать любую картину. И я выбрал этот натюрморт с одуванчиками. И тут она воскликнула: «Только не эту!». Она призналась, что не ожидала, что мне приглянуться одуванчики, потому что рядом были более эффектные вещи. Но все же после долгого дипломатического пикирования она сдалась. Я был невероятно рад. Приехал в Воронеж, несу картину под мышкой. И прямо возле вокзала встретил своего знакомого. Показал ему картину, а тот ответил — мазня. Конечно мне было обидно: «Для кого я бился, кому я это все привожу?».

"Одуванчики на темно-синем фоне", 1950-е

«Одуванчики на темно-синем фоне», 1950-е

То, что Романович трудный для восприятия художник, Владимир Добромиров не раз подчеркивал за время нашей беседы. Но тем не менее, нельзя в них не увидеть особую поэтичность и динамику. Художник умело передает настроение и душевное движение одним мазком.

— «Одуванчики на темно-синем фоне» Романовича это не просто цветочки, в них есть образ, — объясняет Владимир Дмитриевич. — Художник ставит более обширную задачу, чем доскональная передача натуры. В натюрморте можно выразить весь мир. Одуванчики похожи на скопление звезд на темном фоне, как на небосводе. Это ассоциация с человеческой жизнью, торжество мига жизни и тут же сожаление о его быстротечности. Романович очень любил цветы, он называл их огнями маленькой жизни.

Владимир Добромиров отмечает, что натюрморты Романовича отличает использование самых простых предметов, которые окружали художника, ведь он жил аскетчино и небогато. В картинах Романовича не встретишь изящных вещей, зрители видят банки, кадки, табуретки… Но в этом есть душа и теплота образа.

"Маки в стеклянных банках", 1960-е

«Маки в стеклянных банках», 1960-е

— Я Романовча называю краснолитейщиком цвета, когда смотришь на его картины возникает ощущение, будто он свет переплавляет в цвет, — отмечает Добромиров. — Это особый дар.

Ещё 3 картины Романовича из коллекции музея

«Ладья в бурю»

"Ладья в бурю"

«Ладья в бурю»

Для искусства XX века был характерен диалог с прошлым, поэтому неудивительно, что сюжет о том, как Христос со своими учениками попал в бурю на Генисарецком озере встречается у нескольких живописцев Ранее к этому сюжету обращался французский художник Эжен Делакруа и другие мастера прошлого. Кстати, картина Романовча называлась «Буря на Енисарецком озере», но на первой выставке работ художника в 1984 году ее переименовали в «Ладью в бурю», это название и прижилось. Но даже обращаясь к произведениям художников прошлого, Романович давал собственное видение и цветовую гамму.

Эжен Делакруа "Христос на Генисарецком озере", 1854

Эжен Делакруа «Христос на Генисарецком озере», 1854

«Схватка рабочих с казаками»

"Схватка рабочих с казаками" - вариант-повторение картины "Бой в селе Коршево Бобровского уезда"

«Схватка рабочих с казаками» — вариант-повторение картины «Бой в селе Коршево Бобровского уезда»

— Есть на выставке «Делать живопись, которая остается» интересная работа «Битва  рабочих с казаками в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии», — рассказывает Владимир Добромиров. — Под таким названием картина экспонировалась в нашем музее на втором этаже. Но она погибла во время войны. Картина участвовала в выставке, посвященной 20-летию революции 1905 года. Меня смутила дотошность в названии работы, которая обычно не была свойственна автору. Работая в архиве, я нашел такой лист, где был перечень рекомендованных названий к этой выставке. И Романович выбрал тему битвы, которая для него была одной из важных в творчестве. Она входила в его концепцию о том, что в основе всего сущего лежит борьба и духовное сопротивление, и в искусстве тоже есть борьба за истину. И потом он снова вернулся к этому сюжету и еще раз повторил в 60-е годы.

«Рыбы на синем фоне»

IMG_3449

Натюрморт 1940-х годов «Рыбы на синем фоне» — дар музею от дочери художника. Картина отличается символизмом и аскетическим колоритом. Художник был из православной среды, Романовичи были наследственными священниками, поэтому во многих работах даже не на религиозные сюжеты есть христианские символы.

— Конечно, Романович писал этот натюрморт не для того, чтобы восхитить юного натуралиста блеском чешуи, он писал идею, — говорит Владимир Добромиров. — Рыба, как известно, один из первых символов христианства. В натюрморте они лежат крестом, одна из рыб спит, другая еще продолжает бороться… Очень необычная и символическая работа.

Цитата Сергея Романовича о работе художника

«Человека определяет совсем не то, что он в данную минуту делает, а неустанное, страстное стремление к совершенству, то, как он стремится, жертвуя всем, к своему идеалу, то есть насколько он «изобретатель», а не «приобретатель». В какой мере он способен забыть себя, свою личность, свое маленькое «я» в стремлении к правде и красоте, то есть насколько он способен победить в себе эстета и себялюбца. Эта способность находится в прямой зависимости от силы познания Реальности или Красоты — эти понятия равнозначны. Мощное, сильное видение мира в его полноте является первичной и все остальное определяющей способностью; так называемые одаренность, талантливость, гениальность стоят в прямой от нее зависимости. Это способность постижения Сущности, ее величиной значительности необходимо будет двигать художника, он не будет в состоянии сопротивляться ее призыву. Увлекаемый видением, он необходимо должен будет стремиться воплотить это видение в своих произведениях».

Сергей Романович

Сергей Романович

СПРАВКА

Сергей Романович родился 11 сентября 1894 в Замоскворечье. Рисовать начал с детства. Окончил в 1918 году живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы он подружился с художниками Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой. Романович с детства был знаком с ними и именно их считал «настоящими художниками», а себя их учеником, хотя имел и других прекрасных наставников, например, Константина Коровина. Но выставляться он начинал именно под руководством Ларионова в экспозициях «Ослиного хвоста» (1912) и «Лучистов и будущников» (1912-1914). Впоследствии Романович стал одним из основателей литературно-художественного объединения «Маковец» (1922-1926), главным идеологом которого был Павел Флоренский. В 1928 году Романович вступил в Общество московских художников. Затем был в командировках на Русском Севере, в Средней Азии, Азербайджане. Художник в течение нескольких лет работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Сергей Романович умер 21 ноября 1968 года, похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Выставка работ Сергея Романовича «Делать живопись, которая остается» в музее им. И. Н. Крамского работает до 30 июля. Стоимость входного билета 70 рублей.