Таинственность заброшенных зданий выглядит очень притягательной, веет загадкой от их темных окон. Именно пустующие здания на проспекте Революции в июне вдохновили сразу несколько художников, которые не стали дожидаться, пока на месте заброшенного завода или типографии появится арт-кластер, а решили сами преобразовать пространство.
В начале июня модной площадкой стала «Столовая №15» на проспекте Революции, 46. Воронежские художники и фотографы Игорь Корж, Борис Костомаров и Илья Старилов организовали арт-пространство, напоминающее галерею и ночной клуб одновременно. Помимо выставок в «Столовой» прошли несколько мастер-классов от известных дизайнеров. А заброшенные цеха типографии газеты «Коммуна» (пр-т Революции, 39) вдохновили художественное объединение «ДВЕНЕОДНА» на создание выставки «У сторожа нет имени».
«СТОЛОВАЯ № 15»:– «Улицу перенесли в помещение»
Со 2 по 4 июня пустующие помещения здания бывшей столовой на проспекте Революции, 46 стали одним из посещаемых мест. Три воронежских художника – Борис Костомаров, Игорь Корж и Илья Старилов – создали арт-пространство под названием «Столовая № 15», разместившееся на четырех этажах. Пока желающих снять помещение не нашлось, владелец здания на время предоставил его художникам для творческих экспериментов.
— Мы долго искали партнеров, инвесторов, чтобы сделать выставку, но никто не откликнулся и мы решили все сделать своими силами, — рассказал фотограф Борис Костомаров.
На монтаж экспозиции у художников и их команды ушло два месяца. Для создания выставки использовали в основном то, что находили в соседних дворах. Так как выставка была в бывшей столовой, то художники решили обыграть тему еды, разделив пространство на три зоны – «Мясо», «Коржи», «Лапша». Тему еды и потребления в искусстве художники иронично назвали «жри-арт».
— Когда мы впервые увидели старые помещения этого исторического здания, первая мысль была, что оно само как арт-объект и это ощущение нам хотелось сохранить, — говорит Борис Костомаров. – У нас вся экспозиция была сделана в стилистике стрит-арта, улицу мы перенесли в помещение.
Особенно посетителей «Столовой» впечатлила инсталляция на четвертом этаже в виде машины, попавшей в болото. Ее организаторам выставки помогли сделать автомобильное агентство, которое предоставило старую машину. Собрали инсталляцию художники за один вечер.
В течение трех дней в «Столовой» выступали воронежские, московские и питерские диджеи, а еще проходили мастер-классы от известных художников и дизайнеров (Леонид Блюмер, Антон и Денис Гречко и другие).
В ближайшее время в «Столовой» никаких мероприятий проводиться не планируется. Как рассказал Борис Костомаров, проект был связан больше не с помещением, а с людьми.
— Хотим продолжить нашу деятельность в том же формате арт-шоу, на которых можно отдохнуть, расслабиться и в то же время получить новые знания., — говорит Борис. – Также планируем продолжать проведение мастер-классов. Пока ищем подходящее помещение.
На вопрос, почему в Воронеже до сих пор не появилось постоянно действующего арт-центра, сделанного в одном из заброшенных зданий, Борис говорит, что это лишь вопрос времени.
— Если судить по тому огромному количеству людей, которые посещали «Столовую» и «Коммуну», то такие арт-центры будут востребованы, — считает Борис. – В Москве и Петербурге уже давно действуют подобные проекты, думаю, что и в Воронеже их создание вполне возможно. Проблема в том, что под такой арт-центр по типу московского «Винзавода» сложно найти инвестора, потому что отдача не будет быстрой. Инвестору проще сдать помещение в аренду и получить прибыль сейчас, чем вкладываться в какие-то арт-объекты. Но мне кажется, что эта тенденция будет меняться.
ДОСЬЕ
Игорь Корж – фотограф, занимается нелегальным артом на улицах Нью-Йорка, Воронежа, Бангкока. Особенно фотографа интересуют лица людей. В «Столовой» представил серию своих постеров в зоне «Коржи».
Борис Костомаров – фотограф, дизайнер. Фотографией занимается более 10 лет. Большую часть своих работ делает в путешествиях по всему миру. Свои работы в «Столовой» представил в зоне «Мясо».
Илья Старилов известен своими мультимедийными проектами для Театра Наций и Электротеатра «Станиславский», а также устраивал перформансы и мультимедийные проекты практически по всему миру. Свои работы для «Столовой» показал в секции «Лапша». Сейчас живет и работает в Москве.
Интересный факт о здании
История дома 46 по проспекту Революции (ранее Большая Дворянская) связана с судьбой поэта Алексея Кольцова. Отец поэта приобрел дом в центре города в 1816 году. В конце 1830-х дом перестроили, увеличили в размерах. Кроме двухэтажного дома с мезонином у Кольцовых были жилой одноэтажный флигель, хозяйственные постройки и колодец с деревянным срубом. После перестройки дома Алексея Кольцова поселили в мезонине. Здесь он провел последний период своей жизни, умер поэт от тяжелой болезни в 1842 году. Потом дом перестраивался, но стены дома Кольцовых были сохранены.
«КОММУНА»: «Самый главный человек – сторож»
Здание бывшей типографии газеты «Коммуна» на проспекте Революции, 39 помнит писателя Андрея Платонова, поэта Владимира Нарбута, в «Коммуне» публиковался Осип Мандельштам, с газетой сотрудничал Александр Твардовский. А в 2015 году цеха «Коммуны» обрели новую творческую жизнь благодаря Платоновскому фестивалю. В части помещений был создан арт-центр «Коммуна», где проходили выставки, показы фильмов, встречи с писателями, концерты.
Сейчас многие помещения сдаются в аренду, в бывшей типографии появились мастерские художников, творческие студии и самый маленький бар в городе. В течение года в «Коммуне» снимают мастерскую художники творческого объединения «ДВЕНЕОДНА» Алина Закурдаева и Марина Демченко. 7 июня они в своей мастерской, а также во дворе типографии представили проект о наблюдениях за жизнью пустующих цехов типографии. Свою экспозицию они назвали «У сторожа нет имени». Выставка работала до 14 июня. За неделю ее посетили более 300 человек.
— Самый главный человек в этих заброшенных цехах – сторож, который охраняет и следит за тем, что осталось от типографии, — говорит Марина Демченко. – Среди всего пустующего пространства заброшенного цеха, – он единственный живой человек.
В процессе подготовки к выставке Марина и Алина снимали видео в заброшенном цехе, делали фото, а для самой экспозиции пригодились найденные предметы, например, деревянные сиденья от старых стульев. На них художники сделали абстракции. Живопись, видео-арт и фотографии – это видимая реальность в присутствии наблюдателя и представления художников о том, что происходит в цехе, когда там никого нет.
— В каждом городе есть места, где за облагороженными фасадами исторических зданий открываются заброшенные пространства, в которых прошлое лишь касается настоящего. Именно такие места притягивают тех, кто не может не думать о меняющемся мире и взаимосвязях между явлениями. Возможно, подобные пространства указывают на сложности смены разных времен в городской среде, — говорят художники объединения.
Выставка «У сторожа нет имени» стала продолжением проекта об исследовании жизни заброшенной типографии. В августе прошлого года Марина и Алина презентовали экспозицию «Постоянная переменная» о мире заброшенных индустриальных объектов. Главным объектом выставки стала тотальная инсталляция в заброшенном актовом зале газеты «Коммуна». Это помещение, свидетель всех главных событий, происходивших в печатном органе советской власти заинтересовало художников, как место наибольшей концентрации информации. Факт нынешнего его запустения подчеркивает недолговечность любой идеологии. В актовом зале среди белых транспарантов, на которых ничего не было написано, восседали люди из бумаги, воображаемые двойники работников типографии. Эти скульптуры были представлены как опустевшие формы, с которых стерлась вся информация, и над ними осталось только одно: постоянная переменная – небо. Видео с плывущими по небу облаками проецировалось на потолок актового зала, а ощущение отзвуков прошлого были воспроизведены с помощью звуков, сопровождающих тотальную инсталляцию: аплодисментов, шепота, невнятных речей, уходящих шагов и закрывающихся дверей.
ДОСЬЕ
«ДВЕНЕОДНА» — объединение художников Алины Закурдаевой и Марины Демченко. Существует с апреля 2015 года. Марина и Алина занимаются в мастерской художника Алексея Загородных, были победительницами конкурса «Культпоход», принимали участие в фестивале авангарда в книжном клубе «Петровский», фестивале Усадьба Jazz и других проектах. В рамках работы в объединении «ДВЕНЕОДНА» художники средствами визуального искусства изучают меняющийся мир и взаимосвязи между явлениями, предметами, людьми и заброшенными пространствами.
В ТЕМУ
Александр Сокуров попросил губернатора Воронежской области сохранить «Коммуну»
Арт-центр «Коммуна» за первый же год своей работы на Платоновском фестивале успел полюбиться многим воронежцам. Однако в СМИ появились сообщения, что от «Коммуны» собираются сохранить исторический фасад, а на месте заброшенных цехов, не представляющих исторической ценности, построить бизнес-центр, аппарат-отель и фитнес-клуб. Такой проект был представлен воронежским бизнесменом Юрием Камзоловым еще в 2014 году на форуме «Зодчество VRN». Стоимость комплекса разной этажности оценивается почти в 3 миллиарда рублей. Видимо, сумма довольно крупная для инвесторов, и до сих пор к проекту реновации «Коммуны» не преступали. Поэтому на шестом Платоновфесте дирекция решила вновь возобновить работу арт-центра «Коммуна». В этом году в нем можно было посетить инсталляцию «Практики взросления» театрального художника Александра Шишкина, экспозицию «Незавершенный Эйзенштейн», фотовыставку «Сокровенный» режиссера Алексея Бычкова и видеоинсталляцию «Inverso Mundus / Перевернутый мир» российской арт-группы AES+F.
Многие посетители «Коммуны» отмечали, что хорошо бы такой арт-центр работал постоянно, а не только на время фестиваля. Возможно, это пожелание сбудется. На вручении Платоновской премии размером в миллион рублей 11 июня режиссер Александр Сокуров (известен фильмами «Молох», «Фауст», «Франкофония» и другими) попросил губернатора Алексея Гордеева не сносить арт-центр «Коммуна» и отдать его молодым людям. Александр Сокуров отметил, что наличие такого здания повысит престиж города. Губернатор на просьбу режиссера ответил, что «будем работать над этим вопросом».
Удастся ли создать из «Коммуны» постоянно действующий арт-центр и в какие сроки, пока неизвестно.
Интересный факт о здании
В доме 39 по нынешнему проспекту Революции размещалась первая частная типография Воронежа, созданная в 1858-1859 годах купцом В.А. Гольдштейном. Он перешел к печатанию книг, периодике, издавал первую в городе частную газету «Воронежский листок», а с 1869 – «Воронежский телеграф». После смерти Гольдштейна у типографии несколько раз менялся владелец.