В Центральном парке 28 и 29 мая прошли показы перформансов от участников творческой лаборатории Никитинского театра. Лаборатория перформансов «То что я делаю» стартовала в апреле этого года. Участники проекта рассказали, как лаборатория изменила их отношение к искусству и какой опыт они приобрели.

Куратором лаборатории выступил хореограф и перформер Никита Чумаков. Он является хореографом спектаклей «Двенадцатая ночь» и «Тайные виды на гору Фудзи» в Никитинском театре. Никита окончил Воронежское государственное хореографическое училище и P.A.R.T.S. (Performing arts research and training studios) в Брюсселе в Бельгии. В течение нескольких лет занимается перформативными практиками, был куратором лаборатории перформанса Metalabor в Нюрнберге.

К лаборатории «То что я делаю» присоединились 14 человек. Ее участники рассказали о новом опыте работы с перформансами.

Екатерина Кочетова:

— Лаборатория стала для меня большим творческим и эмоциональным подарком, где мне выпала возможность не только попробовать себя в новом жанре перформанса, но и обрести творческую смелость предлагать и искать что-то новое в своих работах. Колоссальный опыт необычных репетиций и настоящего, глубоко партнёрства случился за время лаборатории. За эти два месяца удалось поверить в свои силы. Лаборатория закончилась, а вдохновение и запал до сих пор со мной. Я наконец решилась пробовать исполнить свои профессиональные мечты — пробую поступить в институт на второе высшее в сфере искусства, планирую создавать в новом сезоне свои первые постановки, на которые теперь есть и силы, и желание. Отдельная радость — встреча с ребятами по лаборатории и моменты единения и дружбы.

Юлия Азарова:

— Для меня два месяца лаборатории были очень интенсивными. Иногда казалось, что я лечу со скоростью звука и у меня закладывает уши от количества информации, которую я пропускаю через себя. Куратор щедро делился своими знаниями, многое из этого интересно продолжить изучать. Работа в группе чередовалась с индивидуальными встречами с куратором и самостоятельной работой. Здесь я хочу особенно поблагодарить Никиту за индивидуальные встречи. Он отдавал столько времени каждому из нас. Я многое узнала про себя за эти дни. Не только про «то, что я делаю», но и «кто я есть». Было очень интересно смотреть работы других участников и волнительно делать свою. А еще мы очень подружились с ребятами. Спасибо большое за этот опыт!

Рената Чиркова:

— Я очень люблю театр и классическую музыку. Для меня лаборатория открыла дверь, в которую я давно стучала. Это возможность создавать свое понимание театра и музыки и делиться им. Это понимание действия не только как шага в процессе создания, но и шага в жизни. После лаборатории в августе я выступила на фестивале «Кастры» в Ленининградской области. Показала свой перформанс «Море». Показ был прямо в море и я пела классику.

Анна Ковалёва:

Лаборатория стала для меня открытием и преодолением. Искусство может быть абсолютно разным. И оно свободно от рамок, которые раньше я ощущала как обязательные. Поэтому вся наша лаборатория была для меня глотком свободы и новым шагом. Сейчас я острее чувствую живое и неживое искусство. Благодарна за этот ни на что не похожий опыт, за новое понимание того, что есть искусство, за наше офигенное общение, за ощущение свободы и живого сотворчества. Было здорово. Буду помнить.

Я участвовала в перформансе квартете «Теплые чтения». Так называется один из методов, который используют некоторые гадалки, медиумы и экстрасенсы, чтобы убедить публику в том, что им чудесным образом открылась какая-то информация о человеке. Фактически они создают нужную «мистическую» атмосферу с помощью расплывчатых абстрактных слов, которые могут относиться к кому угодно, чтобы попасть в точку. Такая ярмарочная развлекательная вещь, как в «Аллее кошмаров». Нашей идеей было создание ритуала, с помощью которого мы смогли бы разрешить индивидуальный запрос человека, по-настоящему попасть в точку.

Зрители задавали нам абсолютно любые вопросы на бумажках. Одна из нас вслепую вытягивала вопрос и передавала его другой девочке, но своим, особым способом. Получался такой сломанный телефон. Мы искали каждая свой особый язык, который точно бы выражал суть каждой из нас. Моим языком были импровизированные стихи. Таким образом мы пропускали запросы зрителей через себя, а человек в конце цепочки передавал ответ зрителю.

Перед выступлением я очень боялась. Когда я спросила Никиту: «Что если я вообще ничего не смогу сделать?» Он ответил: «Если впадешь в ступор, будь в ступоре. Ничего не говори. Это тоже будет частью перформанса». И мне стало легче. Я вдруг поняла, что в жизни точно так же — что бы ты ни сделал, это часть твоего перформанса. Это вдохновило меня и как-то примирило с собой. Поэтому в нашем перформансе у меня наконец получилось выплеснуть ту энергию, которую долго не могла отпустить, и получить удовольствие.

Олег Эпов:

— Когда я шел в лабораторию, у меня уже был набор тем и проблем, которые меня волновали, и было некоторое представление о том, как я могу это решить. С Никитой были и групповые, и личные встречи, в ходе которых мы и практиковали, и теоретизировали, но самыми вскрывающими стали именно личные беседы. За беседами мы провели немало времени, много не только рассуждали, но и спорили. Понимание каких-то вопросов и взгляды на них расходились. Как-то Никита сказал прорывную для меня фразу: «Так, как ты делаешь, ты уже умеешь. Никто этого у тебя не отнимет. Попробуй по-другому». И с этого момента началась основательная пересборка и ревизия себя и своих убеждений. Я стал словно заново учиться думать, говорить, действовать и все лишнее в жизни стало отпадать само собой.

Второй прорывной вещью стала встреча на локации, во время которой я рассказывал Никите о своих переживаниях, о том, что есть большая куча разнородных данных, которые переживаются мной смутно и не всегда осознанно, что я понятия не имею, как это передать ёмко и доступно. На что он ответил: «Я вижу, ты увлекаешься философией. Да, ты не профессиональный философ и лекцию тебе делать не нужно, но попробуй оставить свою сложную идею, не упрощая, донеси ее просто. Попробуй сделать что-то вроде своего мысленного эксперимента». И это сказанное легализовало для меня же мои изыскания и претензию на философствование, дало мне веру и разрешение на то, что так можно сделать. Я провел перформативную прогулку со зрителем-соучастником «Рассеянное, растерянное, пористое». И сейчас продолжаю работать с темами, которые исследовал на лаборатории. 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.