В Воронежском центре современного искусства с 9 по 24 февраля проходила выставка работ художника из Тольятти Александра Верёвкина «Плато». Арт-зины и самиздат не впервые выставляются в ЦСИ. В августе 2018 года проходила выставка Алексея Лоцманова «Выставка-Не-выставка-Анти-выставка. Голубойцветок». Воронежский автор Ася Бергарт подготовила фото и ревью на выставку «Плато» для всех, кто не успел на неё сходить.

«Плато» — это третья персональная выставка Александра Веревкина в Воронеже. Особенность этой в том, что она представляет продукцию одноименного издательства. Начинавшееся с любительской практики, издательство в настоящее время зарегистрировано в Российской книжной палате, присваивает ISBN (уникальный номер книжного издания) своим изданиям, продает книги в России и за рубежом. В чем-то тактики издательства напоминают тактики нормального российского, особенно провинциального художника – сначала DIY (от англ. Do It Yourself — «сделай это сам») и домашняя анархия, затем поиск единомышленников в России и за рубежом и фиксация государственного статуса, немаловажного для распространения по музеям и библиотекам. Издания «Плато» сейчас находятся в коллекции «Гаража», ММСИ и частных коллекциях. В планах, по словам художника, издание музыки на олдскульных носителях.

aimuRYGQN8M

Примечательно, что в большом мире существует арт-группа с похожим названием и схожими задачами – дистрибуцией печатной продукции (minusplato.com) с, возможно, более артикулированный позицией о посткоммодити и вторичной переработке.

Верёвкинское «Плато» — издательство-остров, где «и то да сё, и всё-всё-всё, и это еще не всё». В нём издаются и переиздаются тольяттинские поэты, московские художники, есть планы и на российский авангард. Ревизия авангарда на выставке – в черно-белых разворотах четырёх книг, коллажей со стихами самого художника, рисунках на агитфарфоре. Разнородные цитаты швейцарского поэта и прозаика Роберта Вальзера и художников 20-30-х – и не «микрограммы», но и не плакаты, меланхоличные высказывания. Призывные фразы на тарелках сдержаны самой утилитарностью икеевской формы. Вообще монохромность придает цельность выставке с неймдроппингом из разных эпох.

8eIW68X5YeQ

Цветовые пятна всё же есть – в коллажах и рисунках, то, что у Сая Твомбли (американский художник и скульптор-абстракционист) обычно называют графемами, чем-то средним между рисунком и письмом, отделенным от миметического означаемого означающего.

Если отбросить аффекты от отдельных работ (графика завораживает точностью композиции, а тексты не воздействуют только на самых глухих к поэзии), то выставка выглядит немного «пустой» и излишне личной. Она не претендует на трансляцию универсальных истин, чем грешат многие, обращающиеся к абстракции художники, напротив, здесь только художник Александр Верёвкин и его издательство. И это сильная позиция.

ErIubIBi3KI

Александр ведёт десятки пабликов (опять-таки «и это еще не все») «Вконтакте» («Техническая и научная иллюстрация», «Коллажная аппликация», «бетон!», «картон!», «матрас!», «пакеты», «подглазурные будни», «камни» и другие), которые вкупе с издательской деятельностью создают мощное партизанское движение, вербующее тех, кто не готов мириться с оккупацией визуального пространства империалистической образностью и пластикой. Из такой тихой партизанской войны можно вспомнить только «Часклип» пермского художника Ильи Гришаева, в рамках которого Илья в прямом эфире просматривает найденные в сети видеоролики, связанные между собой только пластическими рифмами.

F-I0ftqOBQs

Мы приветствуем растущее партизанское движение. И готовы сделать все для фронта!